Cвойства личности преподавателя вуза, входящие в структуру явления профессиональной деформации

Vol. 9 Iss. 1 pp. 4144 | St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work | ISSN: 1993-8101

Abstract

Данная статья посвящена рассмотрению актуальной в современной социальной психологии и педагогике высшей школы проблемы профессиональной деформации преподавателей вузов. Явление профдеформации позиционируется как поуровневый процесс с тенденцией к усугублению риска профессиональной дезадаптации специалиста. Приводятся примеры профессиональных деструкций педагога, и обосновывается предложенная автором на их основе

методика по выявлению уровня профессиональной деформации преподавателя вуза. Формулируются выводы по корреляционному анализу уровня профессиональной деформации преподавателя вуза и различных свойств его личности. Подтверждается выдвинутая гипотеза о наличии в структуре личности деформированного педагога высшей школы депрессивных, психопатических и психастенических тенденций.

Keywords

профессиональная деформация, профессионально важные свойства педагога, личность и деятельность преподавателя высшей школы, стереотипы восприятия и деятельности, социальная дезадаптация, профессиональные деструкции, эмоциональное выгорание, шкалы личностных свойств, уровневое измерение деформации, социальные барьеры,корреляционный анализ

Citation

Citation — Harvard Notation

References

  1. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. — Тверь, 2004. — 45 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. — 330 с.
  3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учеб. пособ. — М., 2003. — 426 с.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 2002. — 254 с.
  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  6. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. № 6. С. 22-28.