Инновационная направленность социально-образовательной работы с инвалидами на региональном уровне в контексте реализации национального проекта «Образование»

Т. 322 С. 6672 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье раскрываются основные инновационные направления социальной работы с инвалидами в условиях реализации инклюзивного образования, анализируются социально-образовательные программы для инвалидов трудоспособного возраста и инвалидов старших возрастных групп в условиях использования новых информационно-коммуникационных технологий. Анализируются результаты проведения на региональном уровне научно-практических конференций, направленных на повышение качества жизни лиц с ограничениями жизнедеятельности разных возрастов, которые дали возможность разработать рекомендации в адрес реабилитационных, образовательных и социально-культурных учреждений. Особое внимание уделено деятельности ресурсного учебно-методического центра при РГПУ им. А.И. Герцена, объединяющего вузы-партнеры для выработки и реализации широкого спектра адаптивных образовательных программ для лиц с инвалидностью. Совершенствование работы со взрослыми инвалидами актуализирует необходимость андрагогических исследований и инновационной практики в области различных видов образования. Образовательные программы для инвалидов пожилого возраста требует развития андрагогических знаний у специалистов социальной сферы. Андрагогическая подготовка социальных работников может служить важнейшим условием реализацией программ активного старения и программ, связанных с долговременным уходом за лицами старших возрастных групп и инвалидов. В настоящее время остро ставится вопрос о разработке андрагогических программ для всех специалистов социальной сферы.

Ключевые слова

инвалид, лица старших возрастных групп, социально-образовательные программы, непрерывное образование, инклюзия, реабилитация

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Активное долголетие петербуржцев. Многообразие досуговых и образовательных возможностей / под ред. Н. П. Литвиновой. СПб.: РОО "Дом Европы в Санкт-Петербурге", 2007. 129 с.
  2. Добровольческие инициативы в социально-образовательной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста / Науч. ред. С. С. Лебедева, С. М. Безух. СПб.: СПбГИПСР, 2018. 224 с.
  3. Кантор В. З., Волкова И. П., Смирнова Н. Н. Образ жизни инвалидов по зрению пожилого возраста: ориентиры добровольческой деятельности в сфере их социальной реабилитации // Реализация идеи добровольчества в социальной работе с инвалидами и лицами пожилого возраста / науч. ред. С. С. Лебедева, С. М. Безух. СПб.: СПбГИПСР, 2016. С. 4–16.
  4. Королева Е. Г., Мухлаева Т. В. Образование для пожилых людей в контексте концепции «благополучного старения» // Человек и образование. 2018. Т. 56, № 4. С. 147–151.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 164-р О Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71322816/ (дата обращения: 17.10.2019).
  6. Реабилитация — XXI век. Традиции и инновации. Программа II национального конгресса с международным участием. СПб.: Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, 2018. С. 36.
  7. Тонконогая Е. П., Лебедева С. С., Безух С. М. Развитие дополнительного образования социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста // Человек и образование. 2018. Т. 57, № 3 С. 111–114.
  8. Havighurst R. J. Successful aging // The Gerontologist. 1961. Vol. 1 (1). P. 8–13.