Групповая супервизия: пространство для возникновения триангулярных отношений и проявления бессознательных чувств

Т. 342 С. 5260 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В этой статье делается попытка интегрировать психоаналитическое понятие «триангуляция» и группаналитическое понятие «матрица», введенное в теорию группанализа Фуксом [7].

В статье рассматривается образование треугольных отношений; появление чувства стыда, вины; на основе этого делается предположение, что ребенок инкорпорирует всю триангулярную матрицу и может занять любую позицию из этой триангулярной матрицы с соответствующими чувствами.

Предлагается рассматривать механизм проективной идентификации, как способ вмещения чувств матери в ребенка, а не только чувств ребенка в мать, и как путь формирования благодаря этому механизму у ребенка социальных чувств стыда, вины и других.

Эти представления применяются автором для понимания групповой супервизии, что дает объяснение для двойной позиции, которую супервизант может занять в течение групповой супервизии с соответствующими чувствами: с одной стороны они проистекают из триангулярной детской матрицы, с другой стороны у супервизанта могут возникнуть бессознательные чувства из-за проективной идентификации, которую может использовать пациент в течение психотерапии, и которые потом появляются в супервизии, как «параллельный процесс».

Супервизант нуждается в освобождении от чувства стыда, вины, беспокойства, в осознании индуцированных чувств с помощью супервизора. Группаналитический подход к групповой супервизии позволяет супервизору создать «контейнируемое переходное пространство» для обмена «ревери», для творчества, размышления, поиска смысла и инсайта посредством групповых бессознательных процессов и намеренных интервенций супервизора.

В результате супервизант может лучше понять себя, своего пациента, выйти за пределы треугольных отношений и развить способность многостороннего видения проблем и отношений.

Предлагаемые примеры иллюстрируют описываемые процессы.

Ключевые слова

триангуляция, «матрица», треугольная детская матрица, групповая супервизия, бессознательные чувства, «ревери», «параллельный процесс»

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Berman A., Berger M. Matrix and Reverie in Supervision Groups. Journal of Group Analysis, 2007, 40(2), pp. 236-250.
  2. Bion W.R. The Psycho-analytic Study of Thinking. International Journal of Psychoanalysis, 1962, 43, pp. 306-310.
  3. Bion W. R. Second Thoughts. London: Karnac, 1984. 184 p.
  4. Caligor L. Parallel and Reciprocal Processes in Psychoanalytic Supervision: a paper presented to William Atenson, White Psychoanalytic Society as the Presidential Address, May 28, 1980.
  5. Foulkes S.H. Introduction to Group-analytic psychotherapy. London: William Heinemann Medical Books LTD, 1948. 29 p.
  6. Foulkes S.H., Anthony E. J. Group Psychotherapy: the psychoanalytic approach. London: Karnac, 1984. 204 p.
  7. Foulkes S.H. Therapeutic group analysis. London: Maresfield Reprints, 1964.320 p.
  8. Freud S. The Unconscious. SE 14. London: Hogarth Press, 1915. 255 p.
  9. Klein M. Envy and gratitude. London: Tavistock Publications LTD, 1962. 91 p.
  10. Langs E. Frames and systems: contexts for supervision. In Doing supervision and being supervised. London: Karnac, 1994, pp. 59-70.
  11. Malher M. On the first three subphases of the separation-individuation process. International Journal of Psychoanalysis, 1972, 53, pp. 333-338.
  12. Martin E. Shame in supervision. In Supervision and the analytic attitude, 2005, pp. 167-180.
  13. Martin E. The unconscious in supervision. In Supervision and the analytic attitude, 2005, pp. 3-16.
  14. Moss E. Group Supervision: focus on countertransference. International Journal of Group Psychotherapy, 1995, 45 (4), pp. 537-548.
  15. Noack A. Using the Group as a Medium of Supervision. BAPPS Supervision Review. The Journal of the British Association for Psychoanalytic & Psychodynamic Supervision. 2009, Spring, pp. 1-7.
  16. Ogden T.H. Reverie and Interpretation. Henry James (1884). Psycho¬analytic Quarterly, 1997, 66, pp. 567-595.
  17. Olivieri-Larsson R. Superego conflicts in supervision. Journal of Group Analysis, 1993, 26 (4), pp. 169 – 176.
  18. Searles H.F. The informational value of the supervisor’s emotional experience. In Collective Papers on Schizophrenia and Related Subjects. London: Hogarth Press; Institute of Psychoanalysis, 1965, pp.157-176
  19. Sharpe M. (Ed.) The Third Eye: Supervision of Analytic Groups. London: Routledge, 1995. 192 p.
  20. Stimmel B. Resistance to awareness of the supervisor’s transferences with special reference to the parallel process. International Journal of Psycho-Analysis, 1995, 76 (3), pp. 609-618.
  21. Tyson Ph. &Tyson R.L. Psychoanalytic theories of development. New Haven and London: Yale University Press, 1990. 398 p.
  22. Winnicott D.W. Playing and Reality. London: Tavistock, 1971. 169 p.