Сравнительный анализ результатов изучения специфичности эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков, оценки психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом

Т. 122 С. 3540 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье представлен экспериментальный способ оценки психоэмоционального состояния старших дошкольников с различным уровнем здоровья и речевого развития, в сравнении с детьми, не имеющими нарушений развития. Обоснованием методики является положение о специфичности и относитечъной независимости категориальных структур, связанных с цветовой классификацией, которые актуализируются преимущественно в эмоционально насыщенных ситуациях экстремального характера, облегчая ориентировку в ситуации. Этими категориальными структурами являются категориальные структуры эмоциональных реакций. Обоснованием проведения исследования на детях является тот факт, что у детей восприятие цвета объектов сопоставимо с восприятием взрослых, но еще достаточно свободно и не столь шаблонно и стереотипизированно. Объектом исследования выступает процесс классификации геометрических фигур испытуемыми.

Ключевые слова

психоэмоциональное состояние, категориальные структуры, здоровье, речевое развитие

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Богуславская 3. М. Выделение цвета и формы детьми дошкольниками в зависимости от характера их деятельности //Доклады ЛПН РСФСР. - 1958. № 1. - с. 55-58.
  2. Беккер Л.М. Психические процессы. J1.: Изд-воЛен. Ун-та, 1981. т.З.-326 с.
  3. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ сер. 1724. «Психология». - 1995. № 4. - с. 27-35.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
  5. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: ЭКСМО - пресс, 2002. -190 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб, для студентов пед. ин-ов / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
  7. Пэдхем Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978. - 256 с.
  8. Перфилов А.Г., Григорьев С.В. Анализ категориальных данных в статистических исследованиях. 2001. - с. 28-30.
  9. Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: Дисс....канд. психол. наук. М., 1994. - 189 с.
  10. Эткинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М.: МГУ, 1987. с. 224 227.
  11. И. Юнкеров В.И. Основы математико-статистического моделирования и применения вычислительной техники в научных исследованиях. СПб., 2000. - 267 с.
  12. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета: Учеб:- метод. Пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 267 с.
  13. Яньшин П.В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста. Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 1.-е. 61-70.
  14. Birren F. Color preference as a clue to personality //Art psychotherapy. 1973. 1. p. 13-16.
  15. Birren F. Color psychology and color therapy: A factual study of the influence of color on human life. N.Y., cop. 1961.