Факторы возникновения конфликтов между учениками и учителями учреждения среднего образования

Т. 331 С. 141152 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Взаимодействие учителя и ученика — это широкое поле деятельности для конфликтолога, так как их отношения включают в себя множество аспектов, которые могут порождать разнообразные конфликты. В данной статье рассматриваются факторы возникновения конфликтов, их классификации, взгляды различных авторов на данную тему, а также роль и ответственность учителя во взаимодействии с учеником. Также приведены результаты исследования факторов возникновения конфликтов между учениками и учителями одной из школ Санкт-Петербурга. Изучение факторов возникновения педагогических конфликтов необходимо для проведения профилактики. Эффективность тех или иных профилактических методов в конкретном коллективе будет зависеть от того, что вызвало данный конфликт. В соответствии с полученными результатами исследования была разработана программа профилактики конфликтов для образовательного учреждения.

Ключевые слова

факторы возникновения конфликтов, конфликты в образовательной сфере, педагогические конфликты, конфликты между учениками и учителями, профилактика конфликтов, особенности педагогических конфликтов

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2015. 528 с.
  2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд; центр «ВЛАДОС», 2014. 208 с.
  3. Водопьянова Н.Е., Густелева А.Н. Роль педагогического стиля в развитии профессионального выгорания учителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagogicheskogo-stilya-v-razvitiiprofessionalnogo-vygoraniya-uchiteley (дата обращения: 21.04.2020).
  4. Гаджикурбанова Г.М. Управление педагогическим конфликтом // Вестник СПИ. 2016. № 1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-pedagogicheskim-konfliktom (дата обращения: 01.05.2020).
  5. Клименских М.В., Ерошова И.А. Педагогические конфликты в школе: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. 76 с.
  6. Фатхуллина Л.З. Влияние характерных особенностей участников учебного процесса на конфликтогенность школьной среды // КПЖ. 2016. № 6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-harakternyh-osobennostey-uchastnikov-uchebnogo-protsessa-na-konfliktogennost-shkolnoy-sredy (дата обращения: 01.05.2020).