Импазо-ролевые особенности успешной профессиональной социализации молодежи

Т. 262 С. 3843 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье отражены особенности социализации молодежи с точки зрения теории ролей. Профессиональная социализация рассматривается как одна из сторон социализации личности. Раскрываются суть и содержание нового понятия в современной психологии — «ролевой импозит», отражающего ролевые инварианты социализации личности. Доказывается, что адекватная импазо-ролевая композиция в профессиональной сфере обеспечивает эффективное профессиональное самоопределение субъектов юношеского возраста и периода ранней взрослости. Приводятся данные двухфакторного дисперсионного анализа, демонстрирующие, что в основе первой ступени профессиональной социализации молодых людей лежат глубинные ролевые детерминанты. Анализируются статистические различия импазо-ролевых композиций трех групп (школьники и студенты с выраженным профессиональным самоопределением и профессионально не определившиеся школьники). Материалы статьи позволяют более глубоко понять бессознательные основы социализации личности.

Ключевые слова

социализация, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, роли, символический интеракционизм, импазо-ролевая композиция, ролевые инварианты

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: ННОУ «Московский гуманитарный ун-т», 2007. 20 с.
  2. Зарубко Е. Ю. Психосемантика обобщенных категорий в межсубъектном взаимодействии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т, 2010. 25 с.
  3. Лукаш Л. А. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления. М.: Российский гос. социальный ун-т, 2011. 22 с.
  4. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 190 с.
  5. Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия: дис. … д. филос. наук. Нижний Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2010. 451 с.
  6. Мид Д. Сознание, самость и общество. М.: Директ-Медиа, 2007. 34 с.
  7. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
  8. Паньшина Л. В., Перевозкина Ю. М. Имажинативно-ролевые импазиты как детерминанты негативных паттернов поведения // Философия образования. 2015. № 4 (61). С. 45-53.
  9. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6 (106). С. 173-177.
  10. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Психофизиологические корреляты ролевых импозит // Смальта. 2015. № 3 (9). С. 38-44.
  11. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Теоретический конструкт ролевых импозитов // Смальта. 2015. № 5 (11). С. 45-52.
  12. Соломин И. Л. Экспресс-диагностика персонала. СПб.: Речь, 2008. 280 с.
  13. Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск: РИФплюс, 1997. 550 с.
  14. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. 544 с.