Индивидуально-психологические характеристики обучающихся, обусловливающие совместимость и сработанность в учебной группе

Т. 342 С. 146155 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Необходимость подбора и расстановки личного состава, комплектования малых групп, экипажей, команд потребовала тщательного изучения таких психологических феноменов, как: совместимость, сработанность, сплочённость участников взаимодействия. Особое место в системе понятий психологии малых групп и коллективов занимают «совместимость и сработанность». Совместимость вытекает из общности целевых установок, отношений к деятельности, межличностных предпочтений, доверия друг к другу, чувства коллективизма, симпатий, внимания и поддержки. Сработанность есть согласованность в работе между её участниками. В этом определении существенными являются два признака: согласованность и работа. Согласие определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. Как пример можно привести семейное согласие. В статье был проведён теоретический анализ понятий «совместимость», «несовместимость» и «сработанность» с точки зрения различных авторов. Показана взаимосвязь данных явлений.

По результатам социометрической методики в группах обследуемых курсантов были выявлены взаимные выборы обучающихся по гуманитарной специальности, определена структура психологических факторов, включающих индивидуально-психологические характеристики. С этой целью был применён факторный анализ. В ходе исследования было выявлено пять факторов, включающих индивидуально-психологические характеристики курсантов, обучающихся по гуманитарной специальности, которые оказывают доминирующие влияние на сработанность и совместимость военнослужащих в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова

психологическая совместимость, сработанность, диады, взаимные выборы, индивидуально-психологические характеристики

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Константинов, В. В. Экспериментальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Бакалавр. Академический курс).
  2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Медведев В. И., Парачев А. М. Термины инженерной психологии. Справочник. Издательство Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С. М. Кирова, Ленинград. 1971 г. – 110 с.
  4. Новиков М.А. Психофизиологические и эгопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях.\ Проблема общения в психологии. М.. Наука 1981 г. – 115 с.
  5. Обозов Н.Н. Психологическая наука о совместимости и срабатываемости людей\ Социальная психология личности, Л., Изд-во ЛГУ, 1974 г. – 152 с.
  6. Обозов Н.Н. Совместимости и срабатываемость людей. – СПб.: ЛНПП «Облик», 2000. – 212 с.
  7. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей / - М. : Онега, 1994. - 268, с. : ил.
  8. Парохин В.Н. Личность в «закрытой» системе межлюдных отношений. М., Издательство «Авангард», 1980, с. 184-185. 265 – с.
  9. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления, М., Воениздат, 1989 г. 326 – с.
  10. Секун В. И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов: Опыт социально психол. исследования / В. И. Секун. - Минск : Вышэйш. школа, 1976. – 188 с.