Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте теории Л. С. Выготского
Аннотация
В статье рассматривается значение теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского для современной практики образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации идей инклюзивного образования. Особое внимание уделяется положению о социальной сущности дефективности и компенсации дефектов развития, которые являются теоретико-методологическими основаниями гуманистической, личностно ориентированной, парадигмы социальной интеграции инвалидов, социальной модели инвалидности. Выделены главные принципы нормоцентрической и гуманистической парадигмы социальной интеграции инвалидов.
Ключевые слова
дефектология, инвалид, личностно ориентированная парадигма, модель инвалидности, нормоцентрическая парадигма, сенсорные нарушения, социальная интеграция.
Ссылка для цитирования
Список литературы
- Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж: ИПП «Модэк», 1996. С. 358-377.
- Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. С. 196-218.
- Выготский Л. С. Слепой ребенок // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 130-150.
- Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 22-60.
- Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 203 с.
- Защиринская О. В. Специальная психология в исследованиях Л. С. Выготского // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 632–648.
- Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006. 212 с.
- Лифанова Т. М. Жизнь и творчество Л. С. Выготского // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 3–20.
- Назарова Л. М. Общие вопросы теории специальной педагогики// Специальная педагогика. М.: Академия, 2000. 394 с. С. 5-26.
- Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж, 1996. С. 5-23.