Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте теории Л. С. Выготского

Т. 271 С. 8691 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье рассматривается значение теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского для современной практики образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализации идей инклюзивного образования. Особое внимание уделяется положению о социальной сущности дефективности и компенсации дефектов развития, которые являются теоретико-методологическими основаниями гуманистической, личностно ориентированной, парадигмы социальной интеграции инвалидов, социальной модели инвалидности. Выделены главные принципы нормоцентрической и гуманистической парадигмы социальной интеграции инвалидов.

Ключевые слова

дефектология, инвалид, личностно ориентированная парадигма, модель инвалидности, нормоцентрическая парадигма, сенсорные нарушения, социальная интеграция.

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж: ИПП «Модэк», 1996. С. 358-377.
  2. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. С. 196-218.
  3. Выготский Л. С. Слепой ребенок // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 130-150.
  4. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 22-60.
  5. Волкова И. П. Социальная интеграция инвалидов по зрению: психологические аспекты. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 203 с.
  6. Защиринская О. В. Специальная психология в исследованиях Л. С. Выготского // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 632–648.
  7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006. 212 с.
  8. Лифанова Т. М. Жизнь и творчество Л. С. Выготского // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. 656 с. С. 3–20.
  9. Назарова Л. М. Общие вопросы теории специальной педагогики// Специальная педагогика. М.: Академия, 2000. 394 с. С. 5-26.
  10. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж, 1996. С. 5-23.