Психологические особенности педагогов с различным уровнем профессионального выгорания, работающих в дошкольном образовательном учреждении для слабовидящих детей

Т. 211 С. 110115 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье анализируются психологические особенности педагогов дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями зрения. Показано, что профессиональная работа в таком учреждении характеризуется высокой эмоциональной нагрузкой. Как следствие, с увеличением стажа педагоги испытывают педагогический кризис, отмечается истощение, выгорание. На основании результатов исследования доказано, что по мере снижения коммуникативной компетентности, удовлетворенности работой, экстравертированности, а также при неумении систематизировать свою деятельность, низкой социальной зрелости, нарастании тревожности, боязни, трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившихся ситуациях увеличивается вероятность развития профессионального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения для слабовидящих детей.

Ключевые слова

преподаватель дошкольного образовательного учреждения, слабовидящие дети, профессиональное выгорание

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Белов В. Г. Здоровье как основа социально-психологической адаптации человека // Ученые записки СПбГИПСР. 2007. Вып. 1, т. 1. С. 44–48.
  2. Белов В. Г., Давтян Е. Ю. Психологические особенности слабовидящих детей 6 лет с различной готовностью к школе // Ученые записки СПбГИПСР. 2013. Вып. 2, т. 20. С. 74 – 79.
  3. Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2008. № 2 (22). С. 152 – 164.
  4. Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Вып. 3, серия 11. С. 57 – 72.
  5. Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психология кризисных ситуаций: Учеб. пособие. СПб.: Невский институт управления и дизайна, 2010. 175 с.
  6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
  7. Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. С. 443–463.
  8. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2013. 950 с.
  9. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Консультирование в работе детского практического психолога: Учеб. пособие. СПб.: ЭЛМОР, 2011. 60 с.
  10. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психологическая диагностика и коррекция в работе детского практического психолога: Учеб. пособие. СПб.: ЭЛМОР, 2012. 131 с.
  11. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. М., 2004. 388 с.