Психологические особенности «современного идеала женской красоты» в социальной сети Instagram

Т. 322 С. 921 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей «современного идеала женской красоты» в социальной сети Instagram. Описаны и проанализированы следующие аспекты изучаемого феномена: историческая динамика представлений о женской красоте, «идеал женской красоты» в современном обществе, элементы внешности как часть «современного идеала женской красоты», раскрытие «современного идеала женской красоты» с точки зрения концепта: современная красота – «красота потребления». Выделены характерные для «современного идеала женской красоты» психологические особенности образа женщины-матери и женщины-хозяйки, нашедшие свое отражение в профилях десяти самых популярных девушек в социальной сети Instagram. Представлены результаты исследования феномена «современный идеал женской красоты», позволяющие понять основные ценности, превалирующие в обществе, т.к. два этих аспекта тесно взаимосвязаны. Женские образы в социокультурном пространстве иллюстрируют своеобразные нормы внешнего вида, поведения, самопрезентации в определенный промежуток времени. Сделаны выводы.

Ключевые слова

красота, идеал женской красоты, психологическое восприятие, привлекательность и женский образ в социокультурном пространстве, самопрезентация, «красота провокации», «красота потребления»

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Барсукова С. В., Ковалева Д. Г. Отношение современной российской молодежи к стандартам красоты // Современные прикладные исследования. Материалы II национальной научно-практической конференции. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, 2018. С. 223–227.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, Культурная революция, 2006. 269 с.
  3. Буткевич О. В. Красота: природа, сущность, формы. Л.: Художник РСФСР, 1979. 438 с.
  4. Болохова М. Физическая привлекательность женщины: особенности современных представлений // Женщина в российском обществе. 2006. № 3. С. 69–74.
  5. Вудвард Э. Ariana Grande Is Now The Most Popular Woman On Instagram // BuzzFeed [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.buzzfeed.com/elliewoodward/ariana-grande-beat-selena-gomez-most-followed-instagram (дата обращения: 26.03.2019).
  6. Герасименко И. Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 20. С. 40–43.
  7. Гидденс Э. Социология, М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
  8. Демина О. Психология волос // Lady.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wh-lady.ru/psixologiya-volos (дата обращения: 26.04.2019).
  9. Игнатьева Н. Макияж: история и эволюция // consumers.narod.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consumers.narod.ru/book/makeup.html (дата обращения: 26.04.2019).
  10. Корнеева Е. Население мира // Worldometers [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldometers.info/ru (дата обращения: 26.03.2019).
  11. Котлярова О. Мужественность и женственность, маскулинность и феминность как фундаментальные свойства в формате гендеристики // Universum: филология и искусствоведение. 2015. № 9. С. 28–36.
  12. Кречетова А. Исследование аудитории Инстаграм: сервисом пользуется каждый девятый в России, большинство — женщины // Forbes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/amp/343331 (дата обращения: 27.03.2019).
  13. Нестерова М. Человеческое тело в культуре и моде последней трети XX начале XXI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 60. С. 202–207.
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1995. 298 с.
  15. Парсонс Т. Американская семья: ее отношения с личностью и социальной структурой // Человек. Общество. Управление. 2006. № 2. С. 95–103.
  16. Погонцева Д. В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине: дисс. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д.: ЮФУ, 2010. 299 с.
  17. Савченко Г. Число пользователей Instagram достигло 1 миллиарда // Brightfight [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://birdinflight.com/ru/novosti/20180621-instagram-1-billion-users.html (дата обращения: 26.03.2019).
  18. Сколодова И. СМИ и новое концептуальное наполнение образа женской красоты в современной массовой культуре // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 98. С. 180–194.
  19. Сулейманова Л. Конструирование женственности в дискурсе социальных сетевых медиа (на примере Instagram) // Общество, социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 136–142.
  20. Трайндл А. Воздействие цвета и психология цветовосприятия // Elitarium.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/psihologija-cvetovosprijatie-vozdejstvie-cvet-sinij-krasnyj-bezhevyj-issledovanija (дата обращения: 26.04.2019).
  21. Фролова Ю. Г., Скугаревский О. А. Социальные факторы формирования негативного образа тела // Социология. 2004. № 2. С. 61–68.
  22. Эко У. История красоты. М.: Слово/Slovo, 2018. 440 с.
  23. Эспинг-Андерсен Г. Два общества, одна социология и никакой теории // Журнал исследований социальной политики. 2008. № 2, т. 6. С. 241–266.