Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма

Т. 311 С. 2431 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

На материале художественного фильма буддийской тематики исследуется глубина его понимания студенческой аудиторией, выделяется система личностных конструктов (Дж. Келли) восприятия картины и анализируются личностные смыслы, возникшие у зрителей. Статья имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, в ней пересекаются интересы психологии искусства и религии, семиотики кино, этики.

Ключевые слова

психология искусства, проблема понимания, смысл, психосемантика, личностные конструкты, художественный фильм, буддизм, эмпатия, сопереживание, семантические пространства

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001. 200 с.
  2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
  3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
  4. Бергсон А. Творческая эволюция / пер с фр. В. А. Флеровой. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. 384 с.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 480 с.
  6. Горшкова В. В., Мельникова А. А. Педагогический потенциал русского языка // Педагогика. 2014. № 10. С. 35-39.
  7. Горшкова В. В., Тонконогая Е. П., Мельникова А. А. Семья в проблемном поле современного социума. СПб.: Из-во СПбГУП, 2019. 302 с.
  8. Грачева А. М., Нистратов А. А., Петренко В. Ф. и др. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123-131.
  9. Грязева-Добшинская В. Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы. М.: Академический проект, 2002. 402 с.
  10. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
  11. Круглянская Л. Я., Мельникова А. А. Взаимосвязь оснований русской культуры и гендерных архетипов в контексте цивилизационной динамики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 2-2. С. 131 – 133.
  12. Кулка И. Психология искусства. М.: Гуманитарный центр, 2014. 560 с.
  13. Куц В. А., Мельникова А. А. Глубинные основания русской культуры как база ее иммунитета // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 3. С. 220-224.
  14. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  15. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Из-во Московского университета, 1997. 111 с.
  16. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. 768 с.
  17. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.
  18. Мельникова А. А. Культуролого-лингвистический аспект образовательной стратегии // Almamater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 70-72.
  19. Мельникова А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка// Человек. 2009. №2. С. 137-142.
  20. Мельникова А. А. Язык и социально-культурная реальность // Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 18 марта 2011. СПб.: Из-во СПбГУП, 2011. С. 72-73.
  21. Нуттунен Е. А., Мельникова А. А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций // Наука и школа. 2016. № 6. С. 193-200.
  22. Петренко В. Ф., Алиева Л. А., Шеин С. А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1982. № 2. С. 13-21.
  23. Петренко B. Ф., Кучеренко В. В., Вяльба А. П. Психосемантика изменённых состояний сознания // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 5. С. 16-27.
  24. Петренко В. Ф., Сапсолева О. Н. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 56 - 73.
  25. Петренко В. Ф., Дедюкина Е. А. Психосемантический анализ художественного фильма «Иду на грозу». Памяти Д. Гранина // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87, № 12. С. 1139-1143.
  26. Психология конфликта. Компендиум кейсов / под ред. Т.И. Короткиной. СПб.: СПбГУП, 2016. 116 с.
  27. Плескачевская А. А. Феномен детства: семиотический аспект социально-философского анализа: автореф. дис. …. канд. филос. наук / Санкт-Петербургский гос. ун-т. Санкт-Петербург, 1997. 22 с.
  28. Семиотика и искусствометрия: сб. ст. / под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. 368 с.
  29. Смолина Т. Л., Мельникова А.А. Психология кросс-культурной адаптации. СПб.: Скифия. 2017. 303 с.
  30. Собкин В. С., Нистратов А. А., Грачева А. М. Персонажи фильма в пространстве социальных стереотипов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1989. № 1. С. 38-44.
  31. Торчинов В. Н. Введение в буддизм. СПб.: Амфора, 2005. 432 с.
  32. Smolina T.L., Melnikova A.A. How Russians view themselves: Psychological study of national auto-stereotypes. Psikhologiya i psikhotekhnika – Psychology and Psychotechnics, 2017, (4), pp. 15-22.