Развитие идеи инклюзии в системе образования и социальной защиты людей с инвалидностью на региональном уровне

Т. 342 С. 128136 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы инклюзии лиц с инвалидностью в контексте историко-культурного и современного подходов, раскрываются теоретические и практические вопросы содержания инклюзивных процессов в системе социально-образовательной работы с лицами, имеющими инвалидность в условиях их комплексной поддержки. Авторы уделяют внимание созданию специальной инклюзивной среды в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ и специфике взаимодействия участников социализирующего процесса в условиях интегрированного обучения. В соответствии с новыми нормативными требованиями к профессиональному образованию рассматривается вопрос организации инклюзивного образования лиц с инвалидностью с использованием информационно-коммуникационных технологий на примере взаимодействия социального партнёрства средних профессиональных учебных заведений и вузов страны, работающих по адаптивным программам. Обращается внимание на создание инклюзивной среды в социальных, культурных, спортивных организациях для лиц с разными ограничениями жизнедеятельности в условиях транспортной, информационной безбарьерных сред. Сделаны основные выводы о совершенствовании инклюзивных процессов на региональном уровне.

Развитие инклюзивных процессов, связанных с защитой людей с инвалидностью, показывает, что необходимо уточнение ряда позиций, касающихся следующего: основных понятий (инклюзия, инклюзивное образование, учреждения, осуществляющие инклюзивное образование и др.), целей и задач инклюзивного образования для разных возрастных групп и разных стратегий организационного развития современных образовательных и социальных учреждений, совершенствование программно-методического обеспечения инклюзивного образования в образовательных, социальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, общественных и волонтёрских организациях, учреждениях, готовящих кадры из педагогов, специалистов сопровождающих служб и др. для работы в режиме инклюзии.

Ключевые слова

люди с инвалидностью, образование, социальная защита, безбарьерная среда, инклюзия, интеграция, развитие, общество равных возможностей, региональный уровень

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов / под ред. В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, С. С. Лебедевой. СПб.: ИОВ РАО, 1994. 86 с.
  2. Концепция развития вспомогательных средств ориентирования для инвалидов по зрению с использованием мобильных устройств / Н. В. Азарова [ и др.]; под ред. В. Н. Довыденкова. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. 62 с.
  3. Куликова Е.А. Основы инклюзивного образования ребёнка: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 128 с.
  4. Лебедева С. С. Образование инвалидов: практика и теоретико-прогностическая мо-дель. Монография. СПб.: Изд-во ООО НПО «Омега», 2001. С. 37.
  5. Лебедева С. С., Безух С. М., Тонконогая Е. П. Совершенствование системы образо-вания инвалидов как социальной группы // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 99–105.
  6. Лебедева С. С., Куликова Е. А. Инклюзивное образование для лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях реализации принципа непрерывности // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 23–24 апреля 2020 года / под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: ГИПСР, 2020. С. 261–262.
  7. Лебедева С. С., Куликова Е. А., Кудрявцева М. Е. Современные направления развития теории непрерывного образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 54–59.
  8. Лебедева С. С., Куликова Е. А., Кудрявцева М. Е. Теоретические и организацион-но-педагогические основы обеспечения инклюзивным образованием лиц с ограни-чениями жизнедеятельности // Улучшение качества жизни инвалидов: доступность, эффективность, новые подходы. Тезисы докладов, представленных на общеевропейскую конференцию 21–22 сентября 2006 года. СПб.: Человек и его здоровье, 2006. С. 89–90.
  9. Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве. Коллективная монография / Ильина С. Ю., Кантор В. В., Лебедева С. С. и др. СПб.: Изд-во HUGE bv& Герцена, 2018. 142 с.
  10. Матвеев Н. В. Педагогическое взаимодействие с гетерогенными группами студен-тов техникума в системе дуального образования // Стратегии формирования ин-клюзивной среды: сборник науч. тр. по материалам МНПК «Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды» (В. Новгород, СПб, (17–19 мая 2016 года) / сост. М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, ред.-сост. Н. В. Бога-тенкова. СПб.: СПб АППО, 2016. 320 с.
  11. Непрерывное образование инвалидов: опыт, проблемы, перспективы / под ред. В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, С. С. Лебедевой. СПб. ИОВ РАО, 1996. 98 с.
  12. Певзнер М. Н., Петряков П. А. Инклюзия как организационная стратегия совре-менного вуза // Вестник Новгородского государственного университета им. Яро-слава Мудрого. 2016. № 5(96). С. 90–93.
  13. Резинкина Л. В., Высочина Т. А. Инклюзивное образование в вузе [Электронный ресурс]: учебное пособие. СПб: СПбГУПТД, 2018. 104 c. — Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2018344 (дата обращения: 21.12.2020)..
  14. Резинкина Л. В. Университетский центр инклюзивного и дуального образования: концепция становления и развития / Материалы МНПК «Современный менедж-мент: проблемы и перспективы». СПб.: ФГБОУ ВО «СПб ГЭУ», 2018. С. 208–213.