Взаимосвязь агрессивности младших подростков и их представлений о взаимоотношениях в семье

Т. 331 С. 103114 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Работа посвящена проблеме агрессивности и возможности её взаимосвязи с представлениями о взаимоотношениях в семьях у младших подростков. В работе рассматриваются проблема изучения семейных взаимоотношений, трудности непосредственного их изучения и предлагается органичное решение этой проблемы — рассмотрение всего вопроса в парадигме социальных представлений. В рамках этого подхода была описана теоретическая природа детерминации поведения посредством социальных представлений, а также описаны особенности при исследовании этой детерминации в рамках данного исследования. С целью обнаружения взаимосвязей между представлениями о своей семье и уровнем выраженности агрессивности у младших подростков авторами были исследованы 110 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Из них 51 мальчик и 59 девочек. Было установлено, что многие элементы представлений о своей семье имеют тесную взаимосвязь с выраженностью агрессивности и выявлены ключевые из них, имеющие взаимосвязь со многими формами агрессивности.

Ключевые слова

социальные представления, агрессивность, детско-родительские взаимоотношения, подростки, подростковый возраст

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Адеркас А.М., Яничева Т.Г. Представления о стиле родительского отношения младших подростков различного пола // Ананьевские чтения — 2019: психология обществу, государству, политике, материалы международной научной конференции. 2019 г. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 50–51.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 512 с.
  3. Бэрон Р. Агрессия. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
  4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: ФАРМиндекс, 2001. 68 с.
  5. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400 с.
  6. Изард К.Э. Психология эмоций Спб.: Питер, 2008. 464 с.
  7. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
  9. Немов Р.С. Общая психология: в 3 т.: Т.3: Психология личности. М.: Юрайт, 2014. 752 с.
  10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2011. 512 с.
  11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2011. 672 с.
  12. Barefoot, J. C. (1992). Developments in the measurement of hostility. In H. S. Friedman (Ed.). Hostility, Coping & Health. Washington DC: American Psychological Association. pp. 13-31
  13. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology, 1957, 21, pp. 343-349.
  14. Herzlich Cl. La representation social [Social representation]. In Introduction a la psychologie social [Inroducation to social psychology]. P., 1972, pp. 303—323 (in French)
  15. Moscovici S. The origin of social representations: a response to Michael. New ideas in Psychology, 1990, 8 (3), pp. 383-388.
  16. Smith, T. W. Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis. Health Psychology, 1992, 11, pp. 139–150.
  17. Wagner W. Social representations and beyond: Brute facts, symbolic coping and domesticated worlds. Culture and psychology, 1998, 3(4), pp. 297-329.
  18. Wagner W. The Social representation paradigm. The Japanese Journal of Experimental Social Psychology, 1996, 35(3), pp. 247-255.