Отношение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ситуации пребывания в детском оздоровительном лагере

Т. 331 С. 94102 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношения детей-сирот к ситуации пребывания в детском оздоровительном лагере. Показано, что положительное или отрицательное отношение к лагерю определяется качеством бытовых условий, возможностью занятия конкретными видами деятельности, характером отношений со сверстниками, внешними ограничениями и режимом. Определено, что состав социального окружения влияет на отношение подростков к лагерю и на условия, определяющие это отношение. Выявлено, что пребывание в окружении семейных сверстников приводит к усилению влияния бытовых и режимных условий лагеря на отрицательное самочувствие и к повышению значимости деятельности, выбираемой по своему усмотрению, как условия положительного самочувствия. Показано, что привычное социальное окружение ориентирует подростков на активность и соблюдение внешне заданных правил, а окружение семейных сверстников — на личностное саморазвитие.

Ключевые слова

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, детский оздоровительный лагерь, смешанные отряды, обособленные отряды

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Аксёнов А.М. Педагог-воспитатель как субъект социализации личности ребёнка-сироты в организациях для детей-сирот // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ. Мат-лы науч. конф. научно-педагогич. работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2014. C. 3–6.
  2. Андросова М.И., Леонтьева Т.В., Аксёнова И.Е. Социализация подростков в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 27–30.
  3. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 8–16.
  4. Виноградова Е.С. Детский оздоровительный лагерь как место формирования духовно-нравственных ценностей подростков // Символ науки. 2016. № 9. С. 63–65.
  5. Дрозд К.В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях: учебно-методическое пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 220 с.
  6. Ковалёв П.А. Психологическое и социальное самочувствие: анализ содержания понятий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 6-1. С. 146–156.
  7. Магомедов Т.А., Раджабов Х.Ш. Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 28–32.
  8. Пак Л.Г., Харитонова Е.В. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как средство социализации воспитанников // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 6. С. 152–156.