Психологические аспекты влияния игровой деятельности, опосредованной использованием информационных технологий на личностные особенности индивида

Т. 342 С. 6167 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены теоретико-методолгические основы исследования личностных особенностей людей, играющих в компьютерные игры на постоянной основе (геймеров) и людей в компьютерные игры неиграющих. Раскрываются такие понятия как «игра», «геймер», «интернет-зависимость». Представлены результаты собственного исследования авторов, в котором предпринята попытка нахождения и последующей интерпретации личностных особенностей игроков в компьютерные игры («геймеров»). Собранные авторами эмпирические данные позволяют сделать развёрнутую характеристику личностных особенностей геймеров и лиц, не играющих в компьютерные игры. Выделяются не только различия, но и общие особенности у представителей экспериментальной и контрольной групп. Результаты сравнительного анализа, полученные в результате исследования группы испытуемых, позволяют предположить, что увлечение компьютерными играми может приводить не только к деструктивной аддикции и к личностной дисгармонии, но также может внести определённый когнитивный конструктивизм для развития личности. Опираясь на данные полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что игровая деятельность, опосредованная использованием информационных технологий, изначально направленная в основном на удовлетворение потребности человека в досуге, имеет не только негативные последствия влияния на формирование личности индивида, но и благоприятные, такие как, например, развитие самостоятельности, положительное влияние на повышение коэффициента интеллекта (IQ) играющего. За счёт генерируемого игрой сценария повторяющихся, неизбежных «побед и поражений» соответственно, формируются повышенная стрессоустойчивость индивида и его последующее более спокойное проживание неудач уже в реальной жизни за пределами виртуального пространства.

Ключевые слова

геймер, личностные особенности, компьютерные игры, когнитивные способности, эмоциональное поведение, стрессоустойчивость

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Апинян Т. А., Игра в пространстве серьёзного. СПб.: Изд во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 24.
  2. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М.: Изд-во Московского университета, 1995. 109 с.
  3. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 51–66.
  4. Войкунский А. Е., Аветисова А. А. «За» и «против» компьютерных игр // Игра, обучение и Интернет. М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре» 2006. С. 263.
  5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  6. Колчанова Л. «Психологические проблемы интернет-зависимости», [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.imago.spb.ru (дата обращения: 07.02.2020).
  7. Светлова Н. В., Бокарева И. А. Исследование эмоционального состояния подростков, увлеченных компьютерными играми // Актуальные проблемы психологического знания. 2009 № 1. С. 128–134.
  8. Batchelor J. GamesIndustry.biz presents... The Year In Numbers 2019. GameIndustry.biz Available at: https://www.gamesindustry.biz/articles/2019-12-17-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2019 (accessed 07.02.2020).