Проблема профессионального становления педагогов социального приюта

Т. 242 С. 96103 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В фокусе внимания автора статьи — процесс профессионального становления педагога на разных этапах деятельности, начиная с профессионального самоопределения. Анализируются причины и факторы, затрудняющие профессиональное развитие, приводящие к искажению его траектории и формированию профессиональной деформации. Представлены данные исследования профессионализации педагогов социального приюта, определены детерминанты, нарушающие ее. Полученные результаты и выводы могут быть интересны преподавателям и специалистам в области социальной и педагогической психологии.

Ключевые слова

профессиональное становление, профессиональные представления, кризис профессионализации, профессиональная деформация, профессиональная деятельность

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 261 с.
  2. Динамика профессиональных представлений в онтогенезе / под ред. Е. И. Рогова. Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2011.
  3. Желдоченко Л. Д. Психологические особенности профессиональной деформации педагога социального приюта: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д. 2015. 169 с.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. 2-е изд.. M.: AcademiA, 2007. 240 с.
  5. Исаев Н. А., Слободчиков В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4.
  6. Комаревцева И. В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. 24 с.
  7. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация как негативное явление в деятельности специалиста социальной сферы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/375170/
  8. Ненарт Е. О., Пронин С. П. Деструктивные новообразования личности учителя на разных этапах профессионализации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 3, т. 12. С. 731.
  9. Обносов В. Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 190 с.
  10. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. … д. психол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
  11. Осницкий А.К., Филиппова Е.В. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2010. № 6 (14) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n6-14/401-osnitsky-filippova14.html. Дата обращения: 04.12.2015.
  12. Поварёнков Ю. П. Системогенетическая концепция профессионального становления // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / cост. и общ. ред. В. А. Бодров. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2007. С. 543-552.
  13. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск.: Современное слово, 2005. 720 с.
  14. Рогов Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. … д. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 354 с.
  15. Селезнева Ю. В. Особенности профессиональных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций при разных типах доверительных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. 21 с.
  16. Семенова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 200 c.
  17. Трифонова Т. А. Особенности профессионального самоопределения школьников / Личность в профессионально-образовательном пространстве // Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / науч. ред. Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков. Екатеринбург, 2013. С. 107.