Ценности личности и ролевые предпочтения в командной работе: опыт эмпирического исследования

Т. 311 С. 4958 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования ценностно-нормативной обусловленности ролевых предпочтений в совместной трудовой деятельности командного типа. Использовалась модель командных ролей Р. М. Белбина. Выявлены устойчивые взаимосвязи привлекательности/отвержения ролей в командной работе с ценностями, функционирующими на уровне нормативных идеалов личности (по Ш. Шварцу). Конкретизированы ценностные психологические портреты лиц, ориентированных на занятие определенных командно-ролевых позиций. Раскрыт характер опосредующего влияния ценностных нормативных идеалов личности на ролевое самоопределение в команде. Полученные результаты могут быть использованы в практике организационного командообразования, развития командных компетенций руководителей и сотрудников.

Ключевые слова

ценности личности, нормативные идеалы, команда, командная работа, командные роли, ролевые предпочтения

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Горбунова В. В. Успешность в командной деятельности: рефлексивно-ценностные характеристики // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 2. С. 33–44.
  2. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа — коллектив — команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 96–114.
  3. Занковский А. Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2011. 296 с.
  4. Калинин И. В. Управленческая команда: подбор ближайшего окружения руководителем. Ульяновск: УИПКПРО, 2012. 212 с.
  5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  6. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях / под ред. Н. В. Клюевой. СПб.: Речь, 2008. 208 с.
  7. Позитивная психология менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова. М.: Проспект, 2017. 320 с.
  8. Сартан Г. Н. Команда: как создать управляемый коллектив. М.: Изд-во «Боргес», 2011. 186 с.
  9. Симановская М. А. Ценностные предпочтения в структуре субъектно-центрированной стратегии подбора рабочей команды: дис. ... канд. психол. наук. Ульяновск, 2016. 185 с.
  10. Спиваковский В. Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14, Психология. 2010. № 1. С. 84–93.
  11. Флоровский С. Ю. Личностная обусловленность командно-ролевых предпочтений руководителей во властно-центрированном организационном контексте (к проблеме границ и условий применимости командного подхода) // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. А. Н. Занковский, А. Л. Журавлёв. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2018. С. 869–884.
  12. Флоровский С. Ю. Ценностно-ориентационная регуляция совместной управленческой деятельности: организационно-контекстная вариативность-стабильность // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Вып. 2, т. 28. С. 228–238.
  13. Хасина П. Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 91–98.
  14. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточнённая теория индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 43–70.
  15. Arrow H., McGrath J.E., Berdahl J.L. Small groups as complex systems: Formation, coordination, development, and adaptation. Thousand Oaks: SAGE Publication, 2000. 344 p.
  16. Belbin R.M. Management teams: Why they succeed or fail. 3rd Ed. Cambridge: The University of Cambridge Press, 2010. 194 p.
  17. Belbin R.M. Team roles at work. 2nd Ed. London–New York: Routledge, 2012. 154 p.
  18. Hackman J.R. Leading teams: Setting the stage for great performances. Boston: Harvard Business Review Press, 2002. 336 p.
  19. Weiner I.B., Schmitt N.W., Highhouse S. (eds.). Handbook of psychology. Vol. 12. Industrial and organizational psychology. 2nd Ed. New York: Wiley, 2012. 816 p.
  20. Katzenbach J., Smith D.K. The wisdom of teams: Creating the high performance organization. Boston: Harvard Business Review Press, 2015. 304 p.
  21. Likert R. The human organization: Its management and value. New York: McGraw-Hill Book Company, 1967. 258 p.
  22. Raven B.A. A power/interaction model of interpersonal influence: French and Raven thirty years later. Journal of Social Behavior and Personality, 1992, 7 (2), pp. 217–244.