Cоциальная реабилитация инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Аннотация
Методические работы о реабилитационном потенциале инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) не всегда вписываются в те услуги, которые реально оказывают специалисты государственных учреждений. Основными средствами поддержки индивида с ТМНР являются специальная психолого-педагогическая помощь и социальная реабилитация, которые осуществляются специалистами в тесном сотрудничестве с близкими человека.
Комплексное психолого-педагогическое изучение всей группы инвалидов с ТМНР, выявление наиболее типичных характеристик каждого, учёт наиболее устойчиво проявляющихся особенностей физического и психического развития позволяют специалистам выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами социального учреждения, в котором инвалид получает помощь. Это необходимо для правильной организации коррекционно-развивающей среды, где каждый элемент (гигиенические процедуры, занятия) строится на принципах развивающего воспитания, а итогом которого должна стать самостоятельная или сопровождаемая практическая деятельность во взрослой жизни.
Исследование посвящено изучению проблем взаимодействия семей, имеющих на попечении инвалида с ТМНР, с органами социальной защиты, здравоохранения и возможностям их решения. Полученные данные показали, что семьи с инвалидами с ТМНР относятся к одной из самых социально уязвимых категорий среди семей с лицами с особыми возможностями здоровья. Как показало исследование, отсутствуют единые подходы к организации комплексного сопровождения лиц с ТМНР. Необходимо расширение сферы социальных услуг для данной категории лиц с инвалидностью с целью повышения их мобильности, коммуникации, социальной и бытовой адаптации, а также возможности обучения. В целом это должно быть направлено на преодоление бытовой и социальной зависимости от окружающих и повысить уровень социализации лиц с ТМНР, в особенности базируясь на таких новых технологиях, как дневное пребывание, посильное профессиональное обучение с трудоустройством, сопровождаемое проживание как определяющих для социальной реабилитации.
Ключевые слова
инвалиды, тяжёлые множественные нарушения развития, семья
Ссылка для цитирования
Список литературы
- Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 15. С. 141–160.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 12.08.2020).
- Евтеева Н. В., Налескина С. М. Модель организации обучения подростков и молодых людей с тяжёлыми нарушениями развития навыкам самостоятельного проживания: опыт Хабаровского края // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22–24 ноября 2017 года, Москва. М.: МГППУ, 2017. Т. 22. С. 363–368.
- Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие— Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
- Ильина С. Ю., Шумская Н. А. Сопровождение детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания // Специальное образование. 2017. № 4 (30). С. 104–120.
- Ильченко Е. В. Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Е. В. Ильченко; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. — Ставрополь, 2013. 25 с.
- Карякина О. И., Карякина Т. Н. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. 88 с.
- Конвенция о правах инвалидов. Режим доступа: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 14.09.2020).
- Конвенция о правах ребёнка. Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 14.09.2020).
- Кочетова А. П. Трудовая деятельность молодых людей с тяжёлыми множественными нарушениями // Hормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии. 2015. Вып. 6. С. 136–138.
- Лисовская Т. В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжёлыми множественными нарушениями развития в Республике Беларусь: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03. ЛГУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2017. 396 с.
- Логинова Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2006. 42 с.
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523 (дата обращения: 18.09.2020).
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 18.09.2020).
- «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/laws/112 (дата обращения: 19.09.2020).
- Отева Н. И., Малярчук Н. Н., Криницына Г. М., Пащенко Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2. С. 8.
- Скрипниченко В. В. Адаптивная образовательная среда как условие формирования коммуникативных навыков у учащихся с множественными нарушениями развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. Астраханский государственный университет. Астрахань, 2006. 176 с.
- Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимально концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2 (1). С. 7–28.
- Федеральная служба государственной статистики // Росстат. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities (дата обращения: 21.09.2020).
- Царёв А. М. Система педагогической помощи лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях лечебно-педагогического центра: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2005. 180 c.
- Alquraini T. Critical components of successful inclusion of students with severe disabilities: literature review. International journal of special education, 2012, 27(1), pp. 43-59.