Девиантное поведения как результат псевдопереживания подростками критических ситуаций

Т. 121 С. 2734 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье рассмотрен психологический феномен критической ситуации. Описаны психологические механизмы преодоления и псевдопреодоления критических жизненных ситуаций, определено влияние переживания на особенности индивидуальности субъекта, его сознания и поведения. Поставлен вопрос о возникновении девиантного поведения как результата псевдопереживания подростками критических ситуаций. Рассмотрено значение критической ситуации в формировании девиантного поведения у подростков и обозначены мишени для ее коррекции.

Ключевые слова

критическая ситуация, дезадаптация, девиантное поведение, психологическая защита, преодоление, псевдопреодоление, психологическое время

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологических кризисов и их динамика / А.Г. Амбрумова // Психологический журнал. - 1985. - №6. - с. 107—115.
  2. Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: автореф. дис. канд. психол. наук./ И.И. Бекетова. - Ставрополь, 2001. - 34 с.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Наука, 2004. - с.31-49.
  4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов. - СПб: Речь, 2002. - 162 с.
  5. Духновский С.В. Девиантное поведение подростков как следствие переживания-преодоления критических ситуаций / С.В. Духновский // Практическая психология. 2001. Ежегодник. Том IV. Материалы региональной научнопрактической конференции 27-28 марта 2001 г. Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. - с.73-75.
  6. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений / С.В. Духновский. - Курган: Изд-во Курганского ун-та. 2005. - 175 с.
  7. Духновский С.В. Переживание и преодоление критических ситуаций подростками с девиантным поведением / С.В. Духновский // Личность в современном мире (социально-психологические проблемы). Материалы Международной конференции 25 апреля 2001г. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - с. 122—126.
  8. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - Л.: Медицина, 1983. - 311 с.
  9. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 358 с.
  10. Переяслова И. Г. Статистика / И. Г. Персяслова. - Ростов н/Д: Изд: Феникс, 2004. - 437 с.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Смысл, 2002. - 532 с.
  12. Фахрутдинова Л. Р. Пространственно-временные и энергетические основания взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний: автореф. дис. канд. психол. наук. / Л.Р. Фахрутдинова. - Казань, 2001. - 36 с.
  13. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн. - Душанбе, 2006,- 187 с.