Импазотерапия в работе с конфликтом в интимно-сексуальной сфере

Т. 282 С. 714 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Семья и брак, являясь одной из ключевых тем изучения в психологии, претерпевают глубинные изменения под влиянием различных факторов, в том числе и древнейших детерминант человеческого поведения — архетипов (основные ролевые образы). Данные о древних первоосновах брака зафиксированы в мифах и сказках. Авторами делается вывод о понимании брака как общественного архетипа с определенными ролевыми установками. Отмечается, что здоровый, функциональный брак возможен при совпадении ролевых ожиданий и установок, в качестве которых выступают ролевые импозиты. Технология работы с ними описана в настоящей статье. Ролевые импозиты представлены десятью фигурами на цветовых полях и используются как эффективный инструмент психологической диагностики и психотерапии. Приводится практический пример такого психотерапевтического взаимодействия с клиентом при импазотерапии конфликта в сфере интимно-сексуальных отношений. Материалы статьи актуальны и полезны для специалистов, работающих в рамках проективной психологии и психоконсультирования.

Ключевые слова

ролевые импозиты, бессознательное, психологическая диагностика, психотерапия,интимно-сексуальные отношения, расставание, депрессивное состояние, импазотерапия

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Анисина С.С. Исторические формы семьи в аспекте их социокультурной архетипичности // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2008. № 4 (38). С. 127–132.
  2. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М., Левина Л. В. и др. Ассоциативные карты в нарративной коррекции снижения сексуального желания // Актуальные проблемы психологии и педагогики: диагностика, превенция, коррекция. Материалы науч.-практ. заочной конф. с междунар. участием: в 2 ч. Новосиб. гос. пед. ун-т, 2016. С. 107–120.
  3. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / РАН ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; сост. и пер. В.Г. Николаева, отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009. 290 с.
  4. Паньшина Л. В., Перевозкина Ю.М. Имажинативно-ролевые импозиты как детерминанты негативных паттернов поведения // Философия образования. 2015. № 4 (61). С. 45–53.
  5. Перевозкина Ю.М. Влияние личностных особенностей на отношение к мифологическим персонажам // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 13 (42). С. 315–324.
  6. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С. Б., Дмитриева Н.В. Архетипические детерминанты модели ценностно-ролевых установок в браке // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 191–195.
  7. Перевозкина Ю.М., Дмитриева Н.В., Перевозкин С. Б. и др. Построение конструкта для изучения доминантного архетипа // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3 (94). С. 167–174.
  8. Перевозкина Ю.М. Импазо-ролевая модель диагностики социализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5 (114). С. 126–133.
  9. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: Система, 1989. 160 с.
  10. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007. 303 с.