Индивидуально-личностные особенности клиентов с разным типом экономического самоосознания в ситуациях субъективной неудовлетворенности уровнем экономического благополучия

Т. 322 С. 3139 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы определения индивидуально-личностных особенностей, специфических для определенных типов экономического самоосознания клиента, в консультационной работе с запросами фрустрационного характера в условиях субъективной неудовлетворенности уровнем экономического благополучия клиента. Обоснована значимость фактора экономического благополучия в структуре качества современной жизни и развитии фрустрационных процессов в ситуациях субъективной неудовлетворенности уровнем экономического благополучия. На основе результатов эмпирического исследования сделаны предположения о возможных объектах психокоррекционного воздействия в проблемных ситуациях субъективной неудовлетворенности уровнем экономического благополучия клиента для разных типов субъективного экономического благополучия (СЭБ). Данные объекты, в случае подтверждения достоверности их значимости на базе более масштабных исследований, могут быть использованы при разработке специализированных программ психологической коррекции и психологической поддержки, ориентированных на индивидуально-личностные профили представителей разных типов СЭБ.

Ключевые слова

психологическое консультирование, модель объектов психокоррекционного воздействия, субъективное экономическое благополучие, иерархическая модель субъективного экономического благополучия, экономическая фрустрированность, субъективный уровень жизни, эффективность психологического консультирования

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Институт «Экономическая школа», 1998. 230 с.
  2. Бек Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство. М.:. Вильямс, 2006. 400 с.
  3. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: Издательство СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. 54 с.
  4. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаев И. Р. Методика психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. СПб.: Издательство СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.
  5. Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, 2008. 208 с.
  6. Кузьменкова Л. В., Кусков Д. В. Повышение эффективности психологического консультирования при принятии экономических решений: сужение дерева решений консультанта в модели консультационного пространства // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Вып. 2, т. 30. С. 57–65.
  7. Поздняков В. П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2012. 128 с.
  8. Потребительские ожидания населения, методология [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Потребительские%20ожидания.html (дата обращения: 16.10.2019).
  9. Счастье личное, гражданское, общечеловеческое: опрос сообщества ОГФ // Аналитический центр Юрия Левады. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/2018/12/12/cchaste-lichnoe-grazhdanskoe-obshhechelovecheskoe-opros-soobshhestva-ogf (дата обращения: 16.10.2019).
  10. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования. Екатеринбург: Персонал-Профи, 2001. 216 с.
  11. Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. М.: Институт психологии РАН, 2012. 426 с.
  12. Эглит И. М. Определение соционического типа. М.: Черная белка, 2013. 424 с.