Песочная терапия травмы незавершённой сепарации от матери
Аннотация
Вопрос сепарации – один из сложнейших вопросов современной психологии и психотерапии. Он рассматривался всеми психологическими теориями, так как без успешного завершения сепарационных процессов на разных стадиях развития личности невозможно становление автономного, уверенного в своих силах, знающего свое место в окружающей действительности и умеющего грамотно распоряжаться своими ресурсами человека.
В статье описаны алгоритмы и техники работы с травмой незавершённой сепарации дочери от матери методом песочной терапии. Рассмотрена взаимосвязь полученной дочерью в детстве травмы отвержения с травмой ранней сепарации от матери.
Показаниями для проведения песочной терапии стали: запрос клиентки на кратковременное вмешательство; возможность изобретения новых форм — как основа использования креативности, как ресурса; многократность создания новых сюжетов. Создание последовательных песочных композиций помогло отразить цикличность психической жизни, разные уровни психических содержаний,обеспечило доступ к довербальным уровням психики и обеспечило динамику психических изменений.
Показано, что метод песочной терапии позволяет диагностировать и исцелить невротический конфликт между «Внутренним Родителем» и «Внутренним Ребёнком» клиентки и, недирективно воздействуя на бессознательное, активизировать процессы самоисцеления с опорой на имеющиеся ресурсы. Клиент погружается в суть своей проблемы и изменяет её в желаемом направлении, в зависимости от наличия ресурсов.
Песочная картина позволяет диагностировать травму, расконтейнировать её, перепрожить и трансформировать освободившуюся энергию в ресурс любви. Роль терапевта заключается в направлении и поддержке процесса, следовании за клиентом.
В статье подтверждено, что песочная терапия является эффективным методом работы с травмой незавершённой сепарации.
Ключевые слова
травма, незавершённая сепарация, невротический конфликт, песочная терапия, сепарационная травма
Ссылка для цитирования
Список литературы
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. В. Старо-войтова.2-е изд. М.: Академический Проект, 2004.232 с.
- Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 287 с.
- Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 369 с.
- Малер М. С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младен-ца: Симбиоз и индивидуация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2011. 413 с.
- Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Рубченко А. К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Институт психологии РАН, 2015. 367 с.
- Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / пер. с англ. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
- Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2013. 326 с.
- Jung C.G. Introduction to Frances G. Wickes. The Inner World of Childhood. New York, 1927.