Психокоррекция детских страхов посредством арт-терапии

Т. 231 С. 2023 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Проблема детских страхов анализируется в статье с позиции различных психологических школ и направлений. Рассмотрены основные функции страхов (защитная и охранительная), определены врожденные детерминанты страха. Показаны возможности эффективного психокоррекционного воздействия с помощью методик арт-терапии. Особое внимание уделено использованию ассоциативных карт и элементов сказкотерапии в психокоррекции страхов. Описаны алгоритмы работы с детским страхом темноты. Авторская интерпретация техники введения ресурсного персонажа помогает понять значение данного метода работы с детскими страхами.

Ключевые слова

психокоррекция, арт-терапия, проективные методы, ассоциативные карты, сказкотерапия, детские страхи

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996. 282 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 55–61.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект; Изд-во Московского ун-та, 2004. 232 с.
  4. Буравцова Н. В. Формирование у подростков «группы риска» позитивного представления о доме с помощью реконструкции сказочных сюжетов // Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 4. С. 53–55.
  5. Буравцова Н. В., Дмитриева Н. В. Метафорические ассоциативные карты в психокоррекции страхов // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные методы диагностики в психологии, педагогике, девиантологии, психиатрии и пенологии». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. C. 132–139.
  6. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности // СМАЛЬТА. 2014. № 4. С. 71–78.
  7. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Новосибирск: НИКП, 2015. 228 с.
  8. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. С. 3–7.
  9. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. СПб: Союз. 2000. 448 с.
  10. Кьеркегор C. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010. 488 с.
  11. Маниченко И. В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. М.: Мамины сказки, 2008. 70 с.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3‑е изд. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
  13. Петрановская Л. В. Что делать, если … М.: АСТ, 2014. 143 с.
  14. Пыкина Е. В., Опевалова Е. В. Использование арт-терапии в диагностике и коррекции детских страхов // Актуальные проблемы психологической человека в современном обществе. 2010. № 1. С. 154–162.
  15. Салливан Г. С. Интерперсональная теория психиатрии. СПб.: Ювента, 1999. 347 с.
  16. Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7–2. С. 155–157.