Значение как средство организации саморазвития
Аннотация
В качестве базового механизма индивидуального (онтогенетического) развития, как правило, рассматривается подражание. Но оказалось, что способность к подражанию имеет свои «возрастные» границы и пределы, задаваемые так называемой «зоной ближайшего развития». Поэтому возникает необходимость описывать механизмы «сдвига порогов подражания». В качестве механизма, обеспечивающего «сдвиг порогов подражания», предлагается рассмотреть креативную рефлексию. В отличие от подражания, она позволяет порождать (производить) значения, которые выступают в качестве психологических средств преодоления порогов подражания.
Ключевые слова
саморазвитие, генезис, значение, опосредование, подражание, порождение, механизм развития, когнитивное общение, креативное общение, сознание, когнитивная рефлексия, креативная рефлексия
Ссылка для цитирования
Список литературы
- Агеев В. В. Психология неадаптивного образования. Алматы: КазАТиСО, 2005. 423 с.
- Агеев В. В. Теоретические основания психологии саморазвития. Алматы: КазАТиСО, 2008. 310 с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 3. Проблемы развития психики / История развития высших психических функций. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 2. Проблоемы общей психологии / Мышление и речь. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 594 с.
- Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
- Диалектическая логика. Т. 1. Общие проблемы. Категории сферы непосредственного. Алма-Ата, 1986.
- Диалектическая логика. Т. 2 ( А. А. Хамидов). Алма-Ата, 1987.
- Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. 160 с.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 256 с.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999.
- Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
- Психология развития: Учебник / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.: Под ред. Т. Д. Марцинковской. 2-е изд. М.: Академия, 2005. 528 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
- Философская энциклопедия. Т. 4. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1967. 592 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. 278 с.
- Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. 144 с.