Значение как средство организации саморазвития

Т. 131 С. 134139 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В качестве базового механизма индивидуального (онтогенетического) развития, как правило, рассматривается подражание. Но оказалось, что способность к подражанию имеет свои «возрастные» границы и пределы, задаваемые так называемой «зоной ближайшего развития». Поэтому возникает необходимость описывать механизмы «сдвига порогов подражания». В качестве механизма, обеспечивающего «сдвиг порогов подражания», предлагается рассмотреть креативную рефлексию. В отличие от подражания, она позволяет порождать (производить) значения, которые выступают в качестве психологических средств преодоления порогов подражания.

Ключевые слова

саморазвитие, генезис, значение, опосредование, подражание, порождение, механизм развития, когнитивное общение, креативное общение, сознание, когнитивная рефлексия, креативная рефлексия

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Агеев В. В. Психология неадаптивного образования. Алматы: КазАТиСО, 2005. 423 с.
  2. Агеев В. В. Теоретические основания психологии саморазвития. Алматы: КазАТиСО, 2008. 310 с.
  3. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 3. Проблемы развития психики / История развития высших психических функций. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 2. Проблоемы общей психологии / Мышление и речь. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 594 с.
  6. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
  7. Диалектическая логика. Т. 1. Общие проблемы. Категории сферы непосредственного. Алма-Ата, 1986.
  8. Диалектическая логика. Т. 2 ( А. А. Хамидов). Алма-Ата, 1987.
  9. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. 160 с.
  10. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 256 с.
  11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999.
  12. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
  13. Психология развития: Учебник / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.: Под ред. Т. Д. Марцинковской. 2-е изд. М.: Академия, 2005. 528 с.
  14. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  16. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  17. Философская энциклопедия. Т. 4. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1967. 592 с.
  18. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. 278 с.
  19. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. 144 с.