Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи

Т. 201 С. 97106 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Статья посвящена вопросам взаимодействия инвалидов, их семей и общества. Рассматриваются общие аспекты их обучения, профессиональной деятельности и реабилитации. Отмечается необходимость системной работы с людьми, имеющими ограничения, как ведущему императиву социальной работы, направленной на полноценную инклюзию. Основой продуктивной инклюзии, по мнению автора, является взаимопомощь — особый тип человеческих отношений, характеризующийся способностью и склонностью людей заботиться и беспокоиться друг о друге, поддерживать и защищать друг друга и т. д. Только взаимопомощь может исцелять человека. Важная роль отводится педагогике взаимопомощи: человек с особыми потребностями нуждается в том, чтобы служить миру, при этом познавать себя и расширять свои возможности.

Ключевые слова

инвалидизм, сегрегация (эксклюзия), инклюзия (включенность), педагогика взаимопомощи, реабилитация, абилитация

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Анализ мировой практики успешного внедрения принципов инклюзивного подхода в обучении по методологическому и научно-методическому сопровождению инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nao.kz/files/blogs/1450434859462.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
  2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1 (19). С. 5-16.
  3. Андронникова О. О. Образовательная интеграция и инклюзия: теоретические основы и перспективы // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 1 (33). С. 58-67.
  4. Арпентьева М. Р. Пожилые инвалиды: проблемы инклюзии и метатехнология понимания // Клиническая геронтология. 2014. Т. 20, № 11-12. С. 39-45.
  5. Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 51-58.
  6. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 149-162.
  7. Богомолова Е. А. Инклюзивное образование в представлениях родителей // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в Калужском регионе. Вып. 1 / под ред. И. П. Краснощеченко. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. С. 44-54.
  8. Боровикова И. В. Нормоцентризм, социальная интеграция и социальная инклюзия инвалидов // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 27-29.
  9. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: в чьих руках сосредоточен контроль? // Социальная инклюзия в образовании: хрестоматия / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. М.: МВШЭСН, 2003. 340 с.
  10. Ибришим Л., Панаитова С. Первые шаги на пути к инклюзии: метод. пособие для учителей. Комрат: Агентство международного развития США (USA ID), Консолидация гражданского общества в Молдове (MCSSP), 2011. 116 с.
  11. Голиков Н. А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16-19.
  12. Коробков А. Н. Психологический аспект в исследованиях по реабилитации // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. М.: Медицина, 1989.
  13. Малофеев Н. Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. 1994. № 6. С. 3-9.
  14. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Дефектология. 2011. № 4. С. 3-10.
  15. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 508 с.
  16. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения. Мн.: Попурри, 2000. 628 с.
  17. Ореховская Н. А. Инклюзия — путь к толерантности и равным возможностям // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4 (24). С. 38-41.
  18. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1. / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. 340 с.
  19. Самородов В. И. Онтология болезни, или сквозь темные очки бытия // Философско-культурологический и социальный подход к проблеме исключительного ребенка: сб. науч. трудов. Вып. II. Мурманск: МГПИ, 2001. С. 5-12.
  20. Соловей Р. Инклюзивное образование: методологический гид для учреждений общего начального и среднего образования. Кишинев: Keystone Moldova, Институт педагогических наук, 2014. 157 с.
  21. Стангвик Г. Политика интегрированного обучения в Норвегии // Социальная инклюзия в образовании / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. М.: МВШЭСН, 2003. 240 с.
  22. Финзен А. Психоз и Стигма. М.: Алетейя, 2001. 216 с.
  23. Шевырева Е. Г., Карпенко А. О., Архипова А. Ю. На рубеже веков: инклюзия через всю жизнь // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.
  24. Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74-82.
  25. Шипицина Л. М. Психологические проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Реализация государственной политики в интересах детей с ОВЗ. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Кисловодск, 21-23 апреля 2010 г.), Ставрополь. Ставрополь: СГУ, 2010. С. 69-71.
  26. Шипицина Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 132 с.
  27. Элланский Ю. Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 9-35.
  28. Юн Г. Дети с отклонениями. Кишинев: Штиинца, 1987. 175 с.
  29. Befring E. Forskningsmetoder i utdanningsvitenskap. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2015, pp. 10-27 (in Norwegian).
  30. Befring E. Spesialpedagogikk: historisk framvekst, ansvarsoppgaver, forståelsesmåter og nye perspektiver. I: Befring E., Tangen R. (eds.). Spesialpedagogikk. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2012, pp. 33-57 (in Norwegian).
  31. Daniels H. Exclusion from school and its consequences. Psychological Science and Education, 2011, (1), pp. 38-50.
  32. Hayes J., Cara A. Evaluarea la mijloc de termen a rezultatelor proiectului Dezvoltarea şi promovarea educaţiei inclusive. Chişinău: Lumos Foundation Moldova, 2013. 120 р. (In Romanian).
  33. Johnsen B.H. A curricular approach to inclusive education. Some thoughts concerning practice innovation and research. In: Johnsen B.H. (ed.). Theory and methodology in international comparative classroom studies. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2014, pp. 133-181.
  34. Johnsen B.H. Internasjonale prinsipper henimot inkluderende praksiser i skolen. Cursiv, 2015, (17), pp. 29-52 (in Norwegian).
  35. Morant N. What is mental illness? Social representations of mental illness among British and French mental health professionals. Papers on Social Representations, 1995, 4 (1), pp. 41-52.
  36. Reindal S.M., Hausstätter R.S. (eds.). Spesialpedagogikk og etikk: kollektivt ansvar og individuelle rettigheter. Kristiansand: Høyskoleforlaget, 2010. 185 p. (In Norwegian).
  37. Reindal S.M. Spesialpedagogikk: etiske problemstillinger og teorier. I: Befring E., Tangen R. (eds.). Spesialpedagogikk. Oslo: Cappelen, 2012, pp. 92-106 (in Norwegian).
  38. Rimmerman A. Social inclusion of people with disabilities: National and international perspectives. New York: Cambridge University Press, 2012. 206 p.
  39. Silver H. Social exclusion and social solidarity: Three paradigms. International Labour Review, 1994, 133 (5-6), pp. 531-578.
  40. Solovei R. Educaţie incluzivă. Chişinău: Keystone, 2013. 173 р. (In Romanian).
  41. Stubbins J. The politics of disability. In: Yuker H.E. (ed.). Attitudes toward persons with disabilities. New York: Springer, 1988, pp. 22-32.
  42. Simonsen E., Johnsen B.H. (eds.), Utenfor regelen. Historisk perspektiv på spesialpedagogikk. Oslo: Unipub forlag, 2007. 278 p. (In Norwegian).
  43. Vujicic N. Life without limits. New York: Crown Publishing Group, 2010. 288 p.
  44. Winzer M.A. From integration to inclusion: a history of education in the 20th century. Washington: Gallaudet University, 2009. 305 р.