Формирование социальных компетенций в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов
31 № 1 С. 117–124 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101
Т. Аннотация
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы и государственных образовательных стандартах в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым результатам обучения. В частности, речь идет об ориентации на ключевые компетенции, в том числе социальные. В связи с этим в статье анализируется понятие социальной компетенции, её структура и компоненты. Для формирования такой компетенции предлагаются коллективные методы обучения, совместные формы работы в условиях передачи знаний и т. д.
Ключевые слова
федеральный государственный образовательный стандарт, социальная компетенция, коллективные формы обучения, совместные формы работы, познавательный аспект
Ссылка для цитирования
Бакурова Е.Н. Формирование социальных компетенций в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. № 1 (31). С. 117–124.
Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
- Антонова Т.В. Социальная компетентность ребёнка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. С. 54 – 69.
- Басова В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учеб. пособие к спецкурсу. Кострома: КГУ им. H. A. Некрасова, 2004. 188 с.
- Беккер Н. В. Основы формирования социальной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 2 (8). С. 59 – 60.
- Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
- Закурдаева Л. Г. Соотношение категорий «социализация», «социальная компетентность», «социальная компетенция» в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yafalian.ru/konfer/058.pdf (дата обращения: 30.10.18).
- Захарова И. Г. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Фундаментальные исследования. 2007. № 11. С. 129-130.
- Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М.; Кострома, 2001. С. 146 – 148.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016— 2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 30.10.18).
- Лукьянова И. И. Базовые потребности как основа развития социальной компетентности подростков // Психол. наука и образование. 2001. № 4. С. 41 - 47
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 30.10.18).
- Саксонова Л. П., Захарова И. Г. Формирование социальной компетенции будущего специалиста // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 42 – 48.
- Токарева Н. Г., Петров Р. А. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 139-141.
- Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 47 – 51
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf. (дата обращения: 30.10.18).
- Шабалкина С. Е. Формирование социальных компетенций подростков в школе в лингво-коммуникативной среде: дис. … канд. педагог. наук. Самара, 2011. 207 с.
- Шишова И. Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся: дис. … канд. педагог. наук. М., 2009. 212 с.
- Bauer-Klebl A., Euler D., Hahn A. Das Lehrgespräch - (auch) eine Methode zur Entwicklung von Sozialkompetenzen? [The doctrinal talk - (also) a method for the development of social skills?]. Paderborn: Eusl-Verlagsgesellschaft, 2001. 128 s. (In German).
- Behr U., Biskupek S., Brodbeck M., et al. Entwicklung von Sozial- und Selbstkompetenz durch kooperatives Lernen. Konzeption für die Umsetzung eines Schwerpunkts der Lehrplanimplementation in Thüringen [Development of social- and self-competence through cooperative learning. Conception for the implementation of a focus of curriculum implementation in Thuringia]. Bad Berka: Thüringer Institut für Lehrerfortbildung, Lehr planentwicklung und Medien (ThILLM), 2002. (In German).
- Bransford J.D., Brown A.L., Cocking R.R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, D.C.: National Academy Press, 2000. 384 p. doi: 10.17226/985.
- Hinsch R., Pfingsten U. Gruppentraining sozialer Kompetenzen (GSK): Grundlagen, Durchführung, Materialien [Group training of social skills (GSK): Fundamentals, implementation, materials]. Weinheim: Beltz, 2002. 314 s. (In German).
- Kanning U.P. Diagnostik sozialer Kompetenzen [Diagnostics of social competences]. Göttingen, Bern, Toronto, Seattle: Hogrefe, 2003. 138 s. (In German).
- Lang D.S. Soziale Kompetenz und Persönlichkeit. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie am Fachbereich Psychologie der Universität Koblenz-Landau [Social competence and personality. Dissertation to obtain the academic degree Doctor of Philosophy at the Department of Psychology of the University of Koblenz-Landau]. Koblenz-Landau, 2008. 233 s. (In German).
- Mihalic S.F. The importance of implementation fidelity. Emotional and Behavioral Disorders in Youth, 2004, (4), pp. 83–105.
- Schumann S. (2008). Förderung von Sozialkompetenzen im Unterricht – aber wie? [Promoting social skills in the classroom - but how?] (In German). Available at: https://www.ife.uzh.ch/dam/jcr:00000000-06c5-e715-ffff-ffff8aee44b4/2008_06_NetzWerk_2_08.pdf (accessed 18.11.2018).
- Walzik S. Teamkompetenzen als Ergebnisse und Effekte kooperativen Lernens. In: Euler D., Pätzold G., Walzik S. (Hrsg.) Kooperatives Lernen in der beruflichen Bildung [Cooperative learning in vocational education]. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2007, ss. 165-184 (in German).
- Wild E., Hofer M., Pekrun R. Psychologie des Lernens. In: Krapp A., Weidenmann B. (Hrsg.). Pädagogische Psychologie [Educational psychology]. Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union, 2001, ss. 207-270 (in German).