Диагностика эмоциональной сферы обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Аннотация
В настоящей статье предложена диагностическая процедура, обладающая доступностью и объективностью изучения эмоций, позволяющих прогнозировать поведение обучающихся с СДВГ. Диагностика эмоций обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представлена двумя методиками: «Тест цветовых выборов» и «Тест цветовых ассоциаций». Данные проективные методики вскрывают неосознаваемые эмоции, регулирующие и побуждающие поведение обучающихся. Методики портативны, непродолжительны по времени и информативны. Эмоции представляются переменной, регулирующей и побуждающей поведение обучающихся в широком аспекте, т.е. в школе, семье и на улице. Помимо поведения эмоции оказывают определенное влияние на когнитивный аппарат, т.е. на память, внимание, мышление, речь обучающихся. Доминирование эмоциональной сферы в схеме влияния объясняется древними нейронными схемами головного мозга. В качестве доказательной базы доминирования эмоций в психике и поведении приводится их диагностика.
Ключевые слова
эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности обучающихся, диагностика эмоциональной сферы обучающихся, учебная деятельность обучающихся младшего школьного возраста
Ссылка для цитирования
Список литературы
- Баулина М. Е. Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая медицина. 2013. № 1 (66). С. 150–158.
- Белоусова Е. Д., Никанорова М. Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 39–42.
- Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. 128 с.
- Вундт В. Основы физиологической психологии // Чувства и аффекты. СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1910. Гл. XVI. В. 3. Т. 3. С. 125–280.
- Гёте И. В. Учение о цвете. Теория познания. М.: Либроком, 2011. 200 с.
- Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989. 339 с.
- Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985. 144 с.
- Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011. Т. 111, № 10. С. 28–32.
- Коновалов А. Н., Корниенко В. Н. Компьютерная томография в нейрохирургической клинике. М.: Медицина, 1985. 296 с.
- Кузнецова Л. Э., Гладько В. В. Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции // Молодой ученый, 2016. Т. 111, № 7. С. 327–331.
- Лазебник Т. А. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Методическое пособие. СПб.: МАЛО, 2002. 48 с.
- Логинова Е. С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6–7 и 9–10 лет с разной успешностью обучения: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М.: Институт возрастной физиологии РАО, 2003. 20 с.
- Пейпец Дж. Висцеральный мозг, его строение и связи // Ретикулярная формация мозга. М.: Гос. изд. мед. лит., 1962. С. 520–532.
- Полунина А. Г. Давыдов Д. М., Брюн Е. А. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 81–88.
- Пырьев Е. А. Экспериментальные исследования эмоциональной мотивации // Вестник Бурятского государственного университета. Психология. 2015. Т. 1, № 5. С. 8–14.
- Пырьев Е. А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Психология. Кострома: КГУ, 2016. Т. 22. № 1. С. 107–111.
- Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
- Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / пер. с чешск. М.: Медицина, 1986. 256 с.
- Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003. 651 с.
- Фесенко Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников: диагностика и психокоррекция // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. Т. 3, № 1. С. 27–33.
- Цыганкова Н. И., Никольская И. М. Межличностные отношения младших школьников с гиперкинетическим расстройством // Вестник Тюменского государственного университета: Сер. Педагогика и психология. Тюмень: ТюмГУ, 2011. Т.1, № 9. С. 216–225.
- Adorno T.W., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper and Row, 1950. 228 p.
- Ekman R., Levenson R.W., Frisen W.V. Automatic nervous system activity distinguishes among emoyions. Science, 1983, 221, pp. 1208-1210.
- Hess W.R. Hypothalamus and thalamus (2nd ed.). Stuttgart: Thieme. 1969. 77 p.
- Le Doux J.E. Emotional memory systems in the brain. Behavioral Brain Research. New York: Guilford. Press, 1993, (58), pp. 69 –79.
- Ludmer R., Dudai Y., Rubin N. Uncovering Camouflage: amygdala activation predicts long-term memory of induced perceptual insight. Singapore: Springer Nature Singapore Ptc Ltd. Neuron 69. 2011, pp. 102-114.
- MacLean P.D. The triune brain in evolution. Role in paleocerebral functions. New York, Plenum, 1990. 672 p.
- Mac Cracken J.T. A two-part model of stimulant action on attention-deficit hyperactivity disorder in children J. Neuropsychiatry Clin Neurosci, Biological Psychiatry, 1991, (3), pp. 201 - 209.
- Panksepp J., Panksepp, J.B. A continuing critique of evolutionary psychology: Seven sins for seven sinners, plus or minus two. Evolution and Cognition, 2001, 7 (1), pp. 56–80.
- Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. Vol. 1. The positive affects. New York, Springer. 1962. V. 1. 184 p.
- Wattum P.J., Chappell P.B., Zelterman D., Scahill L.D., Leckman J.F. Patterns of response to acute naloxone infusion in Tourette's syndrome. Mov. Disord, 2000, (15), 6. pp. 1252-1254.