Формирование социальных компетенций в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Т. 311 С. 117124 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы и государственных образовательных стандартах в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым результатам обучения. В частности, речь идет об ориентации на ключевые компетенции, в том числе социальные. В связи с этим в статье анализируется понятие социальной компетенции, её структура и компоненты. Для формирования такой компетенции предлагаются коллективные методы обучения, совместные формы работы в условиях передачи знаний и т. д.

Ключевые слова

федеральный государственный образовательный стандарт, социальная компетенция, коллективные формы обучения, совместные формы работы, познавательный аспект

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
  2. Антонова Т.В. Социальная компетентность ребёнка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. С. 54 – 69.
  3. Басова В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учеб. пособие к спецкурсу. Кострома: КГУ им. H. A. Некрасова, 2004. 188 с.
  4. Беккер Н. В. Основы формирования социальной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 2 (8). С. 59 – 60.
  5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
  6. Закурдаева Л. Г. Соотношение категорий «социализация», «социальная компетентность», «социальная компетенция» в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yafalian.ru/konfer/058.pdf (дата обращения: 30.10.18).
  7. Захарова И. Г. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Фундаментальные исследования. 2007. № 11. С. 129-130.
  8. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М.; Кострома, 2001. С. 146 – 148.
  9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016— 2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 30.10.18).
  10. Лукьянова И. И. Базовые потребности как основа развития социальной компетентности подростков // Психол. наука и образование. 2001. № 4. С. 41 - 47
  11. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 30.10.18).
  12. Саксонова Л. П., Захарова И. Г. Формирование социальной компетенции будущего специалиста // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 42 – 48.
  13. Токарева Н. Г., Петров Р. А. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 139-141.
  14. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 47 – 51
  15. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf. (дата обращения: 30.10.18).
  16. Шабалкина С. Е. Формирование социальных компетенций подростков в школе в лингво-коммуникативной среде: дис. … канд. педагог. наук. Самара, 2011. 207 с.
  17. Шишова И. Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся: дис. … канд. педагог. наук. М., 2009. 212 с.
  18. Bauer-Klebl A., Euler D., Hahn A. Das Lehrgespräch - (auch) eine Methode zur Entwicklung von Sozialkompetenzen? [The doctrinal talk - (also) a method for the development of social skills?]. Paderborn: Eusl-Verlagsgesellschaft, 2001. 128 s. (In German).
  19. Behr U., Biskupek S., Brodbeck M., et al. Entwicklung von Sozial- und Selbstkompetenz durch kooperatives Lernen. Konzeption für die Umsetzung eines Schwerpunkts der Lehrplanimplementation in Thüringen [Development of social- and self-competence through cooperative learning. Conception for the implementation of a focus of curriculum implementation in Thuringia]. Bad Berka: Thüringer Institut für Lehrerfortbildung, Lehr planentwicklung und Medien (ThILLM), 2002. (In German).
  20. Bransford J.D., Brown A.L., Cocking R.R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, D.C.: National Academy Press, 2000. 384 p. doi: 10.17226/985.
  21. Hinsch R., Pfingsten U. Gruppentraining sozialer Kompetenzen (GSK): Grundlagen, Durchführung, Materialien [Group training of social skills (GSK): Fundamentals, implementation, materials]. Weinheim: Beltz, 2002. 314 s. (In German).
  22. Kanning U.P. Diagnostik sozialer Kompetenzen [Diagnostics of social competences]. Göttingen, Bern, Toronto, Seattle: Hogrefe, 2003. 138 s. (In German).
  23. Lang D.S. Soziale Kompetenz und Persönlichkeit. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie am Fachbereich Psychologie der Universität Koblenz-Landau [Social competence and personality. Dissertation to obtain the academic degree Doctor of Philosophy at the Department of Psychology of the University of Koblenz-Landau]. Koblenz-Landau, 2008. 233 s. (In German).
  24. Mihalic S.F. The importance of implementation fidelity. Emotional and Behavioral Disorders in Youth, 2004, (4), pp. 83–105.
  25. Schumann S. (2008). Förderung von Sozialkompetenzen im Unterricht – aber wie? [Promoting social skills in the classroom - but how?] (In German). Available at: https://www.ife.uzh.ch/dam/jcr:00000000-06c5-e715-ffff-ffff8aee44b4/2008_06_NetzWerk_2_08.pdf (accessed 18.11.2018).
  26. Walzik S. Teamkompetenzen als Ergebnisse und Effekte kooperativen Lernens. In: Euler D., Pätzold G., Walzik S. (Hrsg.) Kooperatives Lernen in der beruflichen Bildung [Cooperative learning in vocational education]. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2007, ss. 165-184 (in German).
  27. Wild E., Hofer M., Pekrun R. Psychologie des Lernens. In: Krapp A., Weidenmann B. (Hrsg.). Pädagogische Psychologie [Educational psychology]. Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union, 2001, ss. 207-270 (in German).