Использование информационно-коммуникационных технологий и психофизиологической диагностики при проектировании адаптивной системы контроля знаний и умений авиационных специалистов

Т. 251 С. 128139 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Авторами рассматривается компетентностный подход при подготовке специалистов аэрокосмического профиля. Показаны преимущества использования современных информационных технологий для активизации и организации самостоятельной работы студентов.

В рамках данной статьи анализируется возможность и целесообразность психофизиологической диагностики (ПФД) индивидуальных латентных свойств нервной системы авиационных специалистов (операторов-навигаторов, студентов аэрокосмических ВТУЗов и т. д.) для использования на теоретическом и практическом этапах обучения с целью последующей интеграции в адаптивную обучающую систему (АдОС). Элементы ПФД, выделенные в дополнительный модуль, представляют собой пакет программ на базе авторских алгоритмов, реализующих методики диагностики свойств нервной системы. Внедрение ПФД, по мнению авторов статьи, позволит повысить общую адаптивность за счет получения большего объема информации об обучаемом.

Ключевые слова

компетентностный подход, подготовка специалистов аэрокосмического профиля, современные информационные технологии, организация самостоятельной работы студентов, личностно ориентированные технологии, коммуникативные и креативные способности, автоматизированные обучающие системы, адаптивные обучающие системы, психофизиологическая диагностика, индивидуальные латентные свойства нервной системы обучаемых, адаптивный тестовый контроль знаний, адаптивный задачный контроль умений

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий. М.: АДЕПТ, 1998. 217 c.
  2. Глова В. И., Дуплик С. В. Модели педагогического тестирования обучаемых // Вестник Казан. гос. тех. ун-та им. А. Н. Туполева. 2003. № 2. С. 74–80.
  3. Григорьев А. П. Адаптация к психофизиологическим особенностям обучаемых аэрокосмического вуза в контексте аксиологического подхода. Педагогические исследования и современная культура: сб. статей Всероссийской интернет-конф. с международным участием. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 36-40.
  4. Григорьев А. П. Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов аэрокосмического профиля. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: сб. материалов II Международной заочной научно-практ. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. Яковлева, 2014. С. 15-19.
  5. Григорьев А. П., Орлов А. А. Адаптация АОС к психофизиологическим особенностям обучаемых: сб. докл. научной сессии ГУАП. СПб.: ГУАП, 2014. C. 22-26.
  6. Григорьев А. П., Писаренко Е. С. Моделирование психофизиологического тестирования обучаемых высшей технической школы: сб. докл. научной сессии ГУАП. СПб.: ГУАП, 2014. C. 26-29.
  7. Григорьев А. П., Орлов А. А., Писаренко Е. С. Адаптация к психофизиологическим особенностям обучаемых аэрокосмического высшего учебного заведения. Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы: сб. материалов II Международной заочной научно-практ. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. Яковлева, 2014. С. 68-71.
  8. Григорьев А. П., Писаренко Е. С. Психофизиологические аспекты организации адаптивного обучения в высшей технической школе. Педагогика и психология: проблемы, идеи, инновации: сб. материалов II Международной заочной научно-практ. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. Яковлева, 2014. С. 9-11.
  9. Григорьев А. П., Смирнов Г. В. Адаптация по типу восприятия окружающего мира и индивидуализация обучения студентов аэрокосмического профиля. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. статей международной ежегодной научной интернет-конф. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 226-229.
  10. Дуплик С. В. Модель адаптивного тестирования на нечеткой математике // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 4. С. 78-88.
  11. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560 c.
  12. Зайцева Л. В. Модели и методы адаптации к учащимся в системах компьютерного обучения // Educational Technology & Society. 2003. Nr. 6 (3). С. 204 – 212.
  13. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
  14. Мамаев В. Я., Синяков А. Н., Петров К. К. и др. Воздушная навигация и элементы самолетовождения: учеб. пособие. СПб., 2002. 256 c.
  15. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. М.: Просвещение, 1966. 280 с.
  16. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000. 168 c.
  17. Тревис Дж. LabVIEW для всех / пер. с англ. Н. А. Клуши. М.: ДМК Пресс; ПриборКомплекг, 2005. 544 с.
  18. Чиркова А. А. Автоматизированный обучающий комплекс операторов процесса каталитического риформинга: дис. … канд. тех. наук. СПб.: СПбГТИ, 1999. 180 с.