Особенности профессиональных представлений сотрудников дошкольных образовательных учреждений

Т. 231 С. 108117 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье анализируется формирование концепции социальных представлений в социально-психологической науке и развитие понятия «образ мира». Обобщены подходы, изложенные в трудах последних лет отечественных и зарубежных авторов. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных представлений воспитателей и узких специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях. Описаны выявленные различия в их представлениях как в отношении объекта деятельности, так и работы.

Ключевые слова

социальные представления, коллективные представления, профессиональные представления, взаимодействие, социальные группы, сотрудники дошкольных учреждений, объект деятельности, субъект деятельности, профессиональная деятельность

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Асеева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 190 с.2.
  2. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 44 с.
  3. Белкина В. Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 161 с.
  4. Григорович Л. А. Структура и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошколь-ных образовательных учреждений: Автореф. дис. ... д. психол. наук. М., 2005. 60 с.
  5. Гульчевская Н. Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в условиях образовательных иннова-ций: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 23 с.
  6. Давыдов В. В. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 128–140.
  7. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психоло-гии. М. Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
  8. Дунаева Н. А. Совершенствование подготовки воспитателей дошкольных учреждений к работе с детской книгой в системе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 18 с.
  9. Жолудева С. В. Особенности взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных представлений об объекте деятельности сотрудников дошкольных образовательных учреждений // Профессиональные пред-ставления: сб. научных трудов «Профессиональные представления в образовании и становлении личности» / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2015. No 7. 172 с.
  10. Жолудева С. В., Алексеенко И. И. Взаимосвязь профессиональных представлений и особенностей эмоцио-нального выгорания у медицинских работников // Профессиональные представления: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 210 с.
  11. Жолудева С. В., Рогов Е. И. Особенности представлений об объекте деятельности психолога у студентов с раз-ной гендерной идентичностью // Динамика профессиональных представлений в период общественных транс-формаций/под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 292 с.
  12. Жолудева С. В., Торосян Д. Р. Особенности профессиональных представлений у студентов с разной моти-вацией обучения в ВУЗе // Динамика профессиональных представлений в онтогенезе: сб. научных статей Международной интернет-конф. / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 246 с.
  13. Каширская И. К., Бондарева А. Профессиональные представления воспитателей детского сада о полоролевом развитии детей и учет их в практике гендерного воспитания // Профессиональные представления: сб. науч-ных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении лично-сти» / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. 242 с.
  14. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  15. Колушова Л. В. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2011. 26 с.
  16. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  17. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
  18. Маценова Е. Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, 2001. 241 с.
  19. Московичи С. От коллективных представлений к социальным представлениям // Вопросы социологии. 1992. Т. 1, No 2. С. 83–96.
  20. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вести Московского университета. Сер. 14, Психология. 1984. No 4. с. 17–29.
  21. Рогов Е. И. Особенности профессиональных представлений студентов в ходе вузовской профессионализации // Профессиональные становления: теория и реальность / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 160 с.
  22. Рогов Е. И. Феноменология представлений об объекте деятельности педагога // Профессиональные представле-ния: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном становле-нии личности» / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. 242 с.
  23. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС, 2000. 384 с.
  24. Семенова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: Дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 200 с.
  25. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Московского уни-верситета, 1985. 352 с.
  26. Собкин B. C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Т. V, вып. VIII. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 29–59.
  27. Трушкова С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
  28. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 94 с.
  29. Шихирев П. И. Современная социальная психология. М.: Институт психологии РАН, 1999. 448 с.