Педагогические условия развития физических качеств старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Т. 322 С. 123129 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье обобщен и систематизирован теоретический материал по проблеме развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Выявлены сущность и специфика развития физических качеств в старшем дошкольном возрасте. Определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию физических качеств детей данного возраста. Представлены принципы развития физических качеств старших дошкольников. Дано описание физических качеств, которые осуществляются через направленное развитие ведущих способностей человека на основе определенных закономерностей, в том числе гетерохронности (разновременности), этапности, фазности и переноса в развитии способностей. Представлен обзор программ «Радуга», «Детство», «Развитие», «Основы безопасности дошкольников», «От рождения до школы». Анализ программ показал, что, несмотря на различные концепции, подходы, методы и средства решения проблем оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы приоритетной является задача сохранения здоровья детей.

Ключевые слова

физические качества, старший дошкольный возраст, педагогические условия и принципы, способствующие эффективному развитию физических качеств

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. М.: Аркти, 2001. 211 с.
  2. Варфоломеева З. С. Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика: монография. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2012. 191 с.
  3. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114–117.
  4. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2000. 256 с.
  5. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 2014. 187 с.
  6. Давыдов В. Ю., Шептикин С. А., Трифонов А. Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Волгоград: ВГИК Универсал, 1993. 27 с.
  7. Екжанова Е. А. Об особенностях организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2010. С. 66–69.
  8. Зайцев А. А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. Калининград: Калинингр. ун-т., 2007. 71 с.
  9. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2019. 352 с.
  10. Кенеман А. В., Хухлавева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
  11. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж: ИкМА, 2005. 127 с.
  12. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. 352 с.
  13. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 72 с.
  14. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.