Подготовка будущих педагогов к формированию речевой деятельности младших школьников

Т. 342 С. 137145 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Подготовка будущих педагогов начальной школы в настоящее время является одной из актуальных проблем в современном Казахстане. Одним из таких путей является внедрение практико-ориентированной компетентности будущего педагога начальных классов. Это предполагает формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы, его способности решать типичные профессиональные задачи на основе приобретённых знаний и опыта.

В научной педaгoгике и психoлoгии целью вoспитaния и oбучения является рaзвитие личнoсти ребёнкa. Рaзвитие личнoсти рaссмaтривaется кaк длительный прoцесс oсвoения культуры нaрoдa. Речевaя культурa — этo сoстaвляющaя чaсть oбщей культуры, пoэтoму речевoе рaзвитие является вaжнейшей зaдaчей фoрмирoвaния личнoсти дoшкoльникa и млaдшегo шкoльникa. Нaучить детей прaвильнoй и вырaзительнoй речи — кaк устнoй, тaк и письменнoй — слoжнaя зaдaчa, требующaя кoмплекснoгo пoдхoдa.

В рамках констатирующего эксперимента авторы проанализировали программу и учебники «Самопознание» с 1 по 4 класс. Содержание данного предмета способствует развитию диалогической речи младших школьников. Подготовка будущих педагогов включает в себя три компонента учебной деятельности: содержательный, операционный и мотивационный.

Взаимосвязь указанных компонентов может служить характеристикой уровня готовности. Также в ходе констатирующего эксперимента были определены уровни готовности будущих педагогов к работе над развитием диалогической речи на уроке самопознания. Полученные результаты эксперимента подтвердили необходимость создания методической системы к работе над развитием диалогической речи младших школьников.

 

Ключевые слова

речевая деятельность, младшие школьники, профессиональная, практико-ориентированная, компетентность, диалогическая речь

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Экспериментальное исследование развития понятий // Собр.соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 416 с.
  3. Маркова А .К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. 98 с.
  4. Платонова Н. М., Платонов М. Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Ученые записки СПбГИПСР. 2014. Вып. 1. Т. 21. С. 81–86.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // Мастера психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  6. Самопознание: Учебник для 1 класса / Р. А. Мукажанова, Г. А. Омарова, А. Б. Сапарбаева и др. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2016. 156 с.
  7. Самопознание: Учебник для 2 класса / Р. А. Мукажанова, Г. А. Омарова, С. Р. Керимбаева и др. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2017. 160 с.
  8. Самопознание: Учебник для 3 класса / А. А. Карабутова, О. Н. Ковригина, О. М. Токовенко Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2018 144 с.
  9. Самопознание: Учебник для 4 класса / А. А. Карабутова, О. Н. Ковригина, О. М. Токовенко. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2019 160 с.
  10. Сапаргалиева А. Ж., Муратбекова Д. Е. Развитие речевой деятельности у детей младшего школьного возраста // Доклады Казахской Академии Образования. 2019. № 3. 2019. С.152–161.
  11. Шерьязданова Х. Т. Реалии и перспективы подготовки специалистов-психологов в высшем звене образования: монография. Алматы: Қазақ университеті, 2019. 216 с.
  12. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.
  13. Sapargaliyeva A., Aralbayeva R., Sheryazdanova H., Rysbekov K. Podgotovka spetsialistov vspomogatelnykh professiy v respublike Kazakhstan [Training of specialists of helping professions in the republic of Kazakhstan ]. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, 6 (2), pp. 111-114.
  14. Sapargaliyeva A. Improving of the professional training of a pedagogical psychologist as a specialist of helping professions: theory and practice: monograph. Taldykorgan: Altyn baspa Publ., 2019. 147 p. (In Russian).