Подготовка специалистов социальной работы: модели и проблемы

Т. 302 С. 7987 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В современной России происходит тотальная дифференциация профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Это существенно влияет на подготовку и переподготовку специалистов социальной сферы. Особое значение приобретают требования профессионализма в отношении как социальных работников разных групп, так и волонтеров и "ближних помощников". Необходимость создания интегрированных и стандартизированных программ и каналов профессионального обучения и повышения квалификации в эдологии связывается с потребностью качественного исполнения функций эдологами. Обобщенное представление об эдологе отражает профессиограмма, опирающаяся на последние научно-практические исследования и опыт. Однако многие профессиограммы эдологов выделяют лишь отдельные черты, что ставит проблему фрагментарности изучения этой области деятельности.

Ключевые слова

профессиограмма, готовность к профессиональной деятельности, эдолог, социальный работник, волонтер, модели профессиональной подготовки специалистов

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Арпентьева М. Р. Проблемы практической подготовки психосоциальных работников: учеб. пособие. Калуга: КГУ, 2014. 430 с.
  2. Арпентьева М. Р. Социальная работа как деятельность: особенности, технологии, направления развития // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 2. С. 52-73.
  3. Арпентьева М. Р. Социальная работа как профессиональная деятельность: профессиограмма специалиста // Отечественный журнал социальной работы. 2015. № 2. С. 169-190.
  4. Арпентьева М. Р. Социальное служение как идеология общества будущего // Социальные изменения в современном обществе / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 280 с.
  5. Басов Н. Ф., Басова В. М., Бессонова О. Н. и др. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Академия, 2005. 288 с.
  6. Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России". 2004. 235 с.
  7. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. М.: Российская академия образования , 1999. 184 с..
  8. Гурина О. А. Профессиональная группа специалистов по социальной работе // Социология труда и профессий. 2007. № 28. С. 15.
  9. Данакин Н. С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 25-32.
  10. Жуков В. И. Стратегия социального образования. // Ученые записки МГСУ (РГСУ). 2001. № 4. С. 13-18.
  11. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79-82.
  12. Инкижинова С. А. Социальные работники: статус и профессиональная деятельность в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. На материалах Республики Бурятия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 22 с.
  13. Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 225 c.
  14. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М.: Флинта — МПСИ, 1998. 240 с.
  15. Козырева О. А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития // Инновационные образовательные технологии. 2008. № 3(15). С. 16-20.
  16. Корчагина Н. С., Арпентьева М. Р. Личностная готовность студентов-эдологов к профессиональной деятельности. Торонто: Изд.-лит. агентство «Альтасфера», 2019. 450 с.
  17. Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 110-119.
  18. Лежнина Л. В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности. М.: «Прометей» МПГУ, 2009. 240 с.
  19. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  20. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 508 с
  21. Мороз М. В. Профессиональное становление социального работника: дис. ... канд. психол. наук. Тверь: ТрГУ, 2007. 224 c.
  22. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002. 236 с.
  23. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. 223 с.
  24. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. М.: Аспект Пресс, 1996. 157 с.
  25. Панов A. M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа. М., 1995. Вып. 9. С. 3-20.
  26. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М.: Союз, 1993. 223 с.
  27. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1 / отв. ред., введ. М. Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. 340 с.
  28. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу. М.: Аспект Пресс, 1997. 222 с.
  29. Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение. Коллективная монография. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 2 / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, Эйдос, 2016. 290 с.
  30. Ребристова Л. Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда // Работник социальной службы. 2004. № 2. С. 23-28.
  31. Фирсов М. В. и др. Концепция социального образования. М.: МГСУ, 2002. 184 с.
  32. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. 256 с.
  33. Шмелева Н. Б. Профессионализм личности социального работника — показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1. С. 100-104.
  34. Ярская-Смирнова Е. Р. Развитие социальной работы в России в 1990-х годах // Проблемы теории и методологии социальной работы. / под ред. Е. И. Холостовой и др. М.: Социально-технологический ин-т МГУС, 2000. С. 90-109.
  35. Arpentieva M.R., et al (eds.). Foresight education: Values, models and technologies of didactic communication of the XXI century. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 560 p.
  36. Korchagina N.S., Arpentieva M.R. Personal readiness of students of the faculties of social work and professional activities. North Carolina: Lilu, Si-press, 2017. 240 p.
  37. Arpentieva M.R. (ed.). Psychodiagnostics, counseling and mediation in professional and unprofessional relationships. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 664 p.
  38. Arpentieva M.R., et al (eds.). Psychology and pedagogy of the future: Youth foresight. Youth and psychology: Ideas and projects. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 340 p.