Психологическая модель формирования психологической безопасности личности обучающихся в адаптационный период

Т. 322 С. 138144 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Одной из ведущих проблем современных научных исследований является изучение феномена психологической безопасности. В настоящее время активные исследования ведутся в двух параллельных областях – это психологическая безопасность образовательной среды и психологическая безопасность личности учащихся. В данной статье рассматривается понятие психологической безопасности личности обучающихся. Предпринята попытка выделить и обосновать компоненты и структурные элементы психологической безопасности личности: устойчивость личности в среде, в том числе и в психотравмирующий период; сопротивляемость (жизнестойкость) внешним и внутренним воздействиям; переживание защищенности или незащищенности личности; эффективность деятельности. Представляется модель формирования психологической безопасности личности учащегося в адаптационный период, обусловленный переходом на следующую ступень образования. Раскрываются цель, задачи, принципы условия структура (компоненты), содержание и основные технологии реализации модели.

Ключевые слова

психологическая безопасность личности, модель формирования

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность и проблема насилия в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nrcnn.ru/lang/activity.html?id=150 (дата обращения: 09.10.2018).
  2. Гаязова Л. А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. С. 64–70.
  3. Костина Л. М. Психологическая безопасность личности: подходы, компоненты // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012. С. 294–298.
  4. Костина Л. М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 66–71.
  5. Костина Л. М., Хоменко И. А. Продуктивная социально востребованная деятельность — основа психологической безопасности личности // Народное образование. 2012. Т. 1420, № 7. С. 267–272.
  6. Костина Л. М. Основные черты концепции интегративной игровой коррекции // Интеграция образования. 2004. № 1(34). С. 131–135.
  7. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / под ред. И. А. Баевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 193 с.
  8. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Маликова Т. В., Шатрова О. В. Психологическая безопасность: учебное пособие. М.: Дрофа, 2008. 284 с.