Социализация представителей поколения Z в цифровой среде и её влияние на образование
Аннотация
Социализация представителей поколения Z в значительной мере происходит в цифровом пространстве. Цифровая социализация обуславливает особый способ конструирования жизненного мира и специфический характер усвоения этических ценностей среди этих молодых людей. Социализация в цифровой среде также способствует развитию аномии. Развитие аномии у представителей поколения Z приводит к девиантному поведению, которое проявляется в немотивированной агрессии, оскорблении других участников коммуникации в цифровой среде. Наряду с аномией и девиацией цифровая социализация поколения Z характеризуется и противоположными тенденциями институционализации этики цифрового взаимодействия. Практики неэтичного поведения стимулируют появление в интернете дискуссий о рамках допустимого и недопустимого поведения. Этот стихийный дискурс цифровой этики крайне интересен как с теоретической, так и с практической точки зрения. Основываясь на естественных представлениях индивидов об этических нормах, возможно сформулировать кодекс этического поведения в цифровом пространстве. Подобный кодекс не будет обладать принудительной силой, однако сам факт его существования будет оказывать влияние на поведение индивидов. Изученные особенности поколения Z могут быть крайне полезны для совершенствования образования. Понимание специфики жизненного мира этих молодых людей позволит разрабатывать более интересные для них курсы и методики преподавания. Знание механизмов генезиса этических норм в цифровой среде может быть использовано для более эффективной трансляции молодежи социально-конструктивных норм поведения и этических ценностей.
Ключевые слова
поколение Z, нормы, этика, аномия, цифровая среда
Ссылка для цитирования
Список литературы
- Волкова Н.В., Чикер В.А. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2016. № 4. С. 79–105.
- Зверева Е.А. Особенности медиапотребления «поколения Y» и «поколения Z» // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 8. С. 205–216.
- Иванов Д.В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI в. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 9–28.
- Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения Z // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 21. C. 3347–3360.
- Мамина Р.И., Толстикова И.И. Phygital поколение в условиях свободной глобальной коммуникации // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8. № 1. С. 34–41.
- Осинцева Н.В., Муратова И.А. Трансформация этических ценностей в условиях развития цифровых технологий // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 1. С. 171–175.
- Плетнев А.В. Развитие социальной аномии как фактор изменения педагогических практик в условиях виртуализирующегося общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 190–193.
- Толстикова И.И. Инфоэтика свободной глобальной коммуникации // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. — 2018. № 2. С. 217–222.
- Agnew R. Building on the Foundation of General Strain Theory: Specifying the Types of Strain Most Likely to Lead to Crime and Delinquency. Journal of Research in Crime and Delinquency, 2001, 38(4), pp. 319-361.
- Ballantine J. H., Spade J. Z. Schools and Society: A Sociological Approach to Education. New York: SAGE Publ. Inc., 2014. 528 p.
- Benincasa L. Democratic education and the 'strategy of material obstacles': a pedagogical approach to the enforcement of traffic rules in a Greek town. Ethnography and Education, 2016, 11(1), pp. 1-20.
- Crawford C. M., Hardy S. L. Dynamic Principles of Professional Development: Essential Elements of Effective Teacher Preparation. Maryland: Rowman, 2017. 140 p.
- Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. New York: Broadway Books, 1997. 400 p.
- Hughes L. A., Schaible L. M., Gibbs B. R. Economic Dominance, the “American Dream,” and Homicide: A Cross‐National Test of Institutional Anomie Theory. Sociological Inquiry, 2014, 85(1), pp.100-128.
- Laruelle M., Beyond Putin: Russia’s Generations Y and Z. PONARS Eurasia Policy Memo, 2019 (579), pp.1- 6.
- Lythcott-Haims J. How to raise an adult. Spokane: Griffin. 2016. 368 p.
- Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millennials. Available at: https://www.slideshare.net/sparksandhoney/generation-z-final-june-17/5-A_generation_with_ disposable_ income5Gen (accessed 22.03.2020).
- Messner S. F., Rosenfeld R. Crime and the American Dream (5th ed.) Andover. Wadsworth. 2013. 176 p.
- Murad, R., Hussin, S., Yusof, R., Miserom, S. F., & Yaacob, M. H. A Conceptual Foundation for Smart Education Driven by Gen Z. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2019, 9(5), pp. 1022–1029.
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1. On the Horizon, 2001, 9 (5), pp. 1-6.
- Teymoori A., Jetten J., Bastian B., Ariyanto A., Autin F., Ayub N., et al. Revisiting the Measurement of Anomie. PLoS ONE, 2016, 11(7), pp. 1-27.
- Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. New York: McGraw-Hill Education. 2008. 384 p.
- Tulgan B. Not Everyone Gets A Trophy: How to Manage the Millennials (18th ed.) San Francisco: Jossey Bass. 2016. 208 p.