Автором рассматриваются проблемы буллинга (насилия) в школьной среде в Республике Казахстан. Отражены статистические показатели данного социально- психологического феномена. В рамках исследования определены основные причины насилия в школе и особенности поведения подростков разных возрастных групп (с учетом проявления кризиса подросткового возраста). Проведена диагностика и анализ жертвенного поведения детей. Изложены результаты экспериментального исследования подростков пятых и девятых классов. Статья направлена на актуализацию профессиональной деятельности психолога в школе.
Современные подходы к проблеме изучения буллинга в казахстанской школе
24 № 2 С. 169–175 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101
Т. Ключевые слова
буллинг, школьная среда, жертвенное поведение, подросток, страх, безнаказанность, профессиональная ответственность
Ссылка для цитирования
Байздрахманова А.К. Современные подходы к проблеме изучения буллинга в казахстанской школе // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. № 2 (24). С. 169–175.
Список литературы
- Акажанова Т. А. Девиантология: Учеб. пособие. Алматы: Зан адебиетi, 2008. 114 с.
- Алексеева Н. C. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России. 2006. № 2. С. 73-80.
- Баева И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2002. Т. 2, № 3. С. 16-23
- Быковская Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1 (14). С. 221-229.
- Волкова E. H. Система защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 77-79.
- Волкова Т. Г. Особенности образа «я» личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук. Барнаул: АлтГУ, 2004. 271 с.
- Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.gov.kz/en/strategy/state-program-education-development-republic-kazakhstan-2011-2020 (дата обращения: 04.12.2015).
- Дусманбетов Г. А., Шерьязданова Х. Т. Психология деструктивных факторов процесса социализации старших подростков. Алматы: Казахский государственный женский педагогический институт, 2003. 110 с.
- Буллинг — школьное насилие. Форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychforum.ru/archive/index.php/t-4302.html (дата обращения: 04.12.2015).
- Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.supporter.ru/docs/1056635892/bullmg.doc (дата обращения: 04.12.2015).
- Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 210 с.
- Программа предупреждения буллинга Д. Олвеуса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.violencepreventionworks.org/public/bullying.page (дата обращения: 04.12.2015).
- Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2, т. 5. С. 71-86.