Творческая позиция как ведущий мотив выхода психолога-специалиста из кризиса профессионального развития в начале карьеры

Т. 111 С. 4044 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Исследуются мотивационные ресурсы профессионального роста специалистапсихолога в начале карьеры (1-3 года работы). Разработаны анкета и 2 методики, изучающие включённость в творческую профессиональную деятельность, творческую позицию как мотива профессиональной деятельности и его действенности у психологов-специалистов в начале карьеры. Показано, что у специалистов-психологов период работы от Iдо 3-х лет делится на три этапа: 1 этап - докризисный (соответствует первому году работы), 2 этап - кризисный (2-й год работы), 3 этап - посткризисный (3 год работы), которые специфически различаются. В кризисный период наиболее значимым мотивом для развертывания профессиональной деятельности является творческая позиция.

Ключевые слова

творческая позиция, профессиональный рост специалиста-психолога, мотивационные ресурсы, профессионачьный интерес, кризис профессионального развития.

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. - М. Изд. «Институт практической психологии»; НПО «МОДЭК», 1999. - 218 с.
  2. Исаева Н.И. Профессиональная деятельность практического психолога как объект исследования. Социология управления. Белгород: Изд-во БелГУ 1999. с.43-49.
  3. Магун В.С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание / Мир России, 1998. - № 4. - С. 113-144.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 309 с.
  5. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности. Автореф. дисс.... докт. психологических наук. МПГУ.-М, 1992.-31с.
  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС». 1999.-352 с.
  7. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Автореф. дисс. докт. психологических наук. Новосибирский ГПУ, Новосибирск, 1997 .- 40 с.
  8. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. - 1995. - №№3,4 -159 - 181 с.
  9. Ядов В.А., Ядов Н.В. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки. - М., 1991. Вып. №1, с. 49-61.
  10. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.