К проблеме изучения эмоциональной сферы старших дошкольников с дизартрией

Т. 291 С. 107111 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

Приведенные в статье научно-теоретические положения позволяют дать более глубокую оценку эмоционально-волевой сферы ребенка с речевой патологией. Авторами изучены способности к вербализации эмоций и эмпатии детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Исследование можно рассматривать как попытку расширить и обогатить знания об эмоциональной сфере дошкольников с данным речевым нарушением, а также выявить их характерные особенности, чтобы впоследствии продуктивно использовать это в практической деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

Ключевые слова

дизартрия, патология речи, эмоциональные состояния, эмоциональная сфера, эмпатийные способности.

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. 96 с.
  2. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия / пер. с нем. М.: Медицина, 1981. 288 с.
  3. Белякова Л. И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания // Клиника и терапия заикания: сб. науч. трудов / под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. с. 106-120.
  4. Волкова Г. А. Особенности эмоционально-волевой сферы и произвольной регуляции деятельности детей с заиканием и дизартрией // Логопед. 2012. № 6. С. 18-28.
  5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1968. 247 с.
  6. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. М.: Просвещение, 1984. С. 90-318.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003. 400 с.
  8. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: КАРО, 2006. 240 с.
  9. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.
  10. Леонова С. В. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся учащихся первых классов школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.
  11. Ляпидевский С. С., Азбукина В. Д. Лекции по психопатологии детского возраста. М.: Просвещение, 1969. 255 с.
  12. Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1967. Вып. 3. С. 98-111.
  13. Орлова О. С., Гончарук Л. Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: межвузовский сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. С. 75-82.
  14. Правдина О. В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учеб. пособие. Т. 1. Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. C. 189-208.
  15. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. 432 с.
  16. Рыжова Н. В. Логопсихология: метод. пособие. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2010. 139 с.
  17. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 160 с.
  18. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4, Педагогика, психология. 2014. № 1 (32). С. 108-120.