Модель формирования социальной компетентности выпускников интернатных учреждений

Т. 342 С. 117127 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье рассматривается процесс подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Выделено и проанализировано понятие «социальная компетентность выпускников интернатных учреждений». Представлен анализ моделей социальной работы с выпускниками интернатных учреждений. Рассматриваются результаты исследования, направленного на выявление уровня социальной компетентности выпускников. Представлен анализ проведённого анкетирования с выпускниками и экспертного интервью со специалистами учреждений социального обслуживания населения. Экспертное интервью проанализировано по двум выделенным направлениям: изучение деятельности и экспертное мнение специалистов по процессу подготовки выпускников к самостоятельной жизни. В исследовании приняли участие 26 человек, из которых 20 — выпускники, 6 — специалисты, оказывающие социальные услуги выпускникам. На основании проведённого исследования предложена модель формирования и развития социальных компетентностей выпускников интернатных учреждений.

Показано, что модель формирования и развития социальной компетентности выпускников интернатных учреждений опирается на модель социального интереса А. Адлера, а также на ролевую модель Я. Морено.

Модель формирования и развития социальной компетентности выпускников интернатных учреждений ориентирована на формирование социального опыта и развитие социального интереса выпускника интернатного учреждения, а также на развитие коммуникативного потенциала и формирование представлений о себе и других. Реализация данной модели включает в себя работу по двум блокам: социально-психологическому и социально-средовому.

Ожидаемые результаты реализации модели: развитые коммуникативные навыки, расширение представлений о себе, способность брать ответственность за свои решения, умение выстраивать прочные межличностные связи, выходить из конфликта, повышение мотивации выпускников интернатных учреждений обращаться за помощью к специалистам, формирование представлений о функционировании различных социальных структур, развитый интерес к социально полезному досугу, повышение социального интереса и получение социального опыта.

Ключевые слова

выпускники интернатных учреждений, социальные компетентности, социальный опыт, модель социальной работы

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Байбородова Л. В. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учебное пособие для академического бакалавриата [Электронный ресурс]. Электронные текстовые дан. М.: Юрайт, 2019. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/444054 (дата обращения: 15.09.2020).
  2. Говорухина Г. В. и др. Социальная работа с проблемой клиента: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / под редакцией Л. Г. Гусляковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/446171 (дата обращения: 17.09.2020).
  3. Деева Е. В., Болдина М. А. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2018. №1 (171). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannosti-navykov-samostoyatelnoy-zhizni-u-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-kak (дата обращения: 13.09.2020).
  4. Доманина Н. Н. Опыт проектирования и реализации программы социализации детей-сирот в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Коррекционно-педагогическое образование, 2017. Т. 9. № 1. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29118817 (дата обращения: 27.09.2020).
  5. Иванов Ф. Е., Копейкина О. В. Дидактика исследования психологического состояния выпускников интернатных учреждений в процессе преодоления личностной беспомощности [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktika-issledovaniya-psihologicheskogo-sostoyaniya-vypusknikov-internatnyh-uchrezhdeniy-v-protsesse-preodoleniya-lichnostnoy (дата обращения: 24.09.2020).
  6. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. Ульяновск: УИПК ПРО, 2014. 228 с.
  7. Морозова И. В., Бегидова С. Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnogo-opyta-v-protsesse-vospitaniya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 20.09.2020).
  8. Муравьёва Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsiokulturnoy-kompetentsii-v-sovremennoy-nauke-i-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 20.09.2020).
  9. Приступа Е. Н. Теория социальной работы [Электронный ресурс]: учебник и практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450468 (дата обращения: 20.10.2020).
  10. Токарская Л. В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. М.: Юрайт, 2019. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/438093 (дата обращения: 20.10.2020).
  11. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 445 с.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 2019. 608 с.