Трансформация образа объекта деятельности как фактор деформации профессионального взаимодействия педагога

Т. 242 С. 104113 | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы | ISSN: 1993-8101

Аннотация

В статье исследуются проблемы соответствия представлений субъекта реальному объекту в педагогической деятельности. Рассматриваются факторы, способствующие их сближению, среди которых знания, опыт, мастерство учителя, уровень самосознания, способность разделять объективные и ситуативные компоненты образа и др. Расхождение образа с реальным объектом нередко происходит из-за избытка информации, в результате чего образ в сознании субъекта приобретает фрагментарный или «клиповый» характер. Механизмы каузальной атрибуции, стереотипизации, проекции, децентрации, идентификации и эмпатии также могут приближать или отдалять образ от реальности. Неадекватность восприятия объекта педагогом ведет к формированию профессиональных деформаций в сфере взаимодействия, что проявляется в предвзятом отношении, профессиональном цинизме, деперсонализации, монологизме, симптомах «эмоционального дефицита» и «эмоционально-нравственной дезориентации», эффекте «упоения властью» и др.

Ключевые слова

профессиональные представления, субъект и объект педагогической деятельности, становление профессионала, профессиогенез, адекватность представлений, профессиональные деформации

Ссылка для цитирования

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
  2. Арефьев Р. С. Формирование готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Сочи: СГУ, 2004. 190 с.
  3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 326 с.
  5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 346 с.
  6. Буданов А. В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М.: ГУВД г. Москвы, 1992. 62 с.
  7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 200 с.
  8. Вербова К. В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 1991. 81 с.
  9. Владимирова М. Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ. М.: Наука, 2010. 315 с.
  10. Вершловский С. Г. Социально-педагогические проблемы послевузовского образования молодых учителей // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. трудов. / под ред. Ю. Н. Кулюткина. М.: АПН СССР, 1990. 102 с.
  11. Елфимова Н. В. Причины деформации межличностного взаимодействия в образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (97). С. 1368-1372 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rae.ru/fs/pdf/2012/11-6/30800.pdf (дата обращения: 18.04.2015).
  12. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. 159 с.
  13. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.
  14. Кравченко А. И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. 400 с.
  15. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
  16. Майорова Т. Е. Формирование конфликтной компетентности педагогов, имеющих профессиональную деформацию: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 23 c.
  17. Meдведев В. С. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. Вып. № 1 (3). С. 15-17.
  18. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28–38.
  19. Москвина Н. Б. Педагогическое обеспечение трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителей в ресурс развития. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. 346 с.
  20. Панферов В. Н. К проблеме форм проявления психического // Интегративный подход в психологии: сб. научных статей. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 5-14.
  21. Песков В. П. Особенности структуры представлений и ее формирование у детей школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 22 с.
  22. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  23. Резник Л. И. Индивидуальное семантическое пространство как ведущий компонент социально-перцептивных способностей (на материале учителей физкультуры ): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ульяновск: УПИ, 1992. 20 с.
  24. Рогов Е. И. Особенности представлений психологов об объекте своей деятельности // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. 2008. № 3. С. 145-162.
  25. Розов Г. А. Понимание классным руководителем личности старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев: Научно-исследовательский институт психологии УССР, 1981. 24 с.
  26. Серкин В. П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
  27. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
  28. Смоленская Е. Н. О системе психокоррекционной работы с учителями // Проблемы обновления содержания общего образования. Ростов н/Д., 1992. Вып. 3. С. 57-59.
  29. Трунов Д. Г. Основы психотерапии: современные направления неклинической психотерапии: Учеб. пособие. Пермь: ПГНИУ, 2011. 144 с.
  30. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГПИ, 1993. Разд. 2. С. 75-76.
  31. Шпалинский В. В. Психолого-педагогические основы изучения личности и коллектива: Учеб. пособие. Днепропетровск: Днепропетровский гос. ун-т, 1991. 91 с.
  32. Щепанская Т. Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI, №1 (21). С. 139-161.